Отопление гаража – что и как делать, чтобы не мёрзнуть зимой
Самостоятельно сделать отопление гаража сможет каждый, кто хотя бы на уровне теории разбирается в строительстве, сантехнике и электрике или умеет мастерить. В статье описаны преимущества и недостатки различных видов отопления, это поможет вам выбрать наиболее подходящую комбинацию. Следуя инструкциям, вы сможете своими руками проложить трубы или проводку, подключить оборудование и запустить систему отопления.
- 1 Почему гараж необходимо отапливать
- 2 Преимущества и недостатки различных видов отопления
- 2.1 Затраты на создание
- 2.2 Выбор по стоимости энергоносителей
- 2.3 Оценка пожароопасности и необходимости частого обслуживания
- 3 Расчёт мощности
- 4 С чего начинать
- 4.1 Видео: способ отопления гаража с помощью сжиженного газа
- 5 Монтаж своими руками
- 5.1 Прокладка проводки
- 5.2 Выбор и установка радиаторов и котлов водяного отопления
- 5.3 Прокладка труб для водяного отопления
- 5.4 Создание дымохода
- 5.5 Создание тёплого пола
- 5.6 Пуск и первая проверка отопления
Почему гараж необходимо отапливать
Холодный пуск в условиях минусовых температур представляет серьёзную опасность для двигателя и других узлов и агрегатов. Масло густеет и теряет смазывающие свойства, гидравлическая жидкость с трудом проходит через инжекторы, двигатель работает с детонацией. Ремонтировать или обслуживать машину при температуре ниже 5 градусов некомфортно, к тому же можно простыть. Поэтому заботливые автовладельцы утепляют гараж и монтируют в нём систему отопления. Это позволяет повысить температуру до комфортных значений, в результате чего холодный пуск мотора проходит легче, да и обслуживать машину в тепле намного удобней.
Преимущества и недостатки различных видов отопления
Для оценки различных видов отопления необходимо ориентироваться на следующие параметры:
- затраты на создание отопления;
- мощность отопления;
- необходимость контролировать работу;
- затраты на энергоресурсы;
- пожарная безопасность.
Воздушное отопление (инфракрасные нагреватели, тепловентиляторы и калориферы, как электрические, так и дровяные или газовые) обойдётся дешевле других вариантов и не требует регулярного обслуживания. Поэтому при ограниченном бюджете выбирают его. Недостатки такого отопления в следующем:
- инфракрасные устройства хорошо работают лишь в пустом гараже, если же поставить в него автомобиль, то его нижняя часть машины будет гораздо холодней верхней;
- калориферы и тепловентиляторы обеспечивают эффективный прогрев лишь небольшого участка, поэтому для равномерного отопления необходимо устанавливать несколько устройств в разных местах.
Водяное радиаторное отопление обойдётся заметно дороже, однако оно лишено недостатков, присущих воздушным обогревателям. Поэтому приходится выбирать лишь между различными источниками тепла:
- Электрические котлы очень дешёвые, однако требуют постоянного подключения к сети.
- Газовые котлы обходятся дорого, требуют подключения к электрической сети для правильной работы автоматики и нуждаются в постоянной подаче газа. Если гараж не подключён к магистрали, то приходится параллельно подключать 5–10 баллонов, чтобы обеспечить бесперебойную работу в течение 1–2 недель.
- Дровяные котлы стоят дорого, требуют частого обслуживания, однако подходят для отопления гаража любых размеров и не зависят от электричества. Установка теплоаккумулятора увеличивает срок между обслуживаниями котла до 2–4 дней, но прибавляет к стоимости работ как минимум 200 тысяч рублей.
Затраты на создание
Электрическое воздушное отопление обойдётся дешевле любых других видов. Это вызвано тем, что калориферы, в том числе инфракрасные излучатели, продают в любом хозяйственном или строительном магазине, да и стоят они немного. Недорогие модели электрических калориферов (тепловентиляторы и тепловые пушки) обойдутся в 1–5 тысяч рублей в зависимости от мощности. Инфракрасные напольные и настенные излучатели, в том числе конвекторы, вы сможете купить за 3–8 тысяч рублей. Потолочные обогреватели обойдутся в 8–15 тысяч рублей. При этом вам не придётся вкладывать средства в монтаж водопроводных труб, устанавливать батареи или расширительный бачок, однако потребуется проложить новую проводку, которая выдержит ток, потребляемый устройством.
Немного дороже обойдётся дровяной калорифер-буржуйка (5–15 тысяч рублей). Её эффективность оставляет желать лучшего, да и греет такая печка, только пока в ней горит огонь. Установка полноценных дровяных калориферов (Булерьян и аналоги), КПД которых заметно выше, обойдётся недёшево, ведь их стоимость начинается от 30 тысяч. К тому же, им присущи основные недостатки буржуйки — требовательность к уходу и обогрев лишь во время горения топлива, поэтому их редко используют для постоянного отопления гаража. Стоимость газовых инфракрасных обогревателей и калориферов составляет 3–8 тысяч рублей, однако одного большого баллона (50 литров) хватит на 30–50 часов работы устройства. Поэтому придётся использовать несколько баллонов, объединённых в единую сеть, иначе вы будете менять их через день.
Водяное отопление с ТЭН (трубчатый электронагреватель), электродным или индукционным котлом и традиционными батареями, обойдётся заметно дороже газовых и электрических калориферов из-за высокой стоимости регистров. Стоимость таких котлов невысока и составляет 3–8 тысяч рублей, однако для приобретения регистра, расширительного бачка и труб придётся потратить как минимум 7 тысяч рублей. Ещё дороже обойдётся установка газового котла, ведь необходимо выбирать модель с закрытой камерой, потому что лишь такие устройства эффективно контролируют горение топлива и температуру теплоносителя. Отопление с твердотопливным водонагревательным устройством обойдётся ещё дороже из-за необходимости использовать теплоаккумулятор. Стоимость такого котла не меньше 15 тысяч рублей, а цена теплоаккумулятора ёмкостью 500 литров начинается от 500 Евро. Это устройство позволит увеличить время отопления с одной закладки дров или угля до 2–3 суток.
Выбор по стоимости энергоносителей
Основной критерий при выборе отопления — стоимость электричества. В тех регионах, где стоимость 1 кВт*час составляет менее 2 рублей, выбирают электрические обогреватели. При стоимости одного кВт*час в пределах 1–3 рублей, затраты на электричество и дрова будут сопоставимы. При стоимости свыше 3 рублей за один кВт*час расходы на отопление дровами будут меньше, но придётся потратиться на теплоаккумулятор и топить котёл один раз в 2–3 дня, или закладывать топливо 1–2 раза в сутки. В южных регионах России, где зимние морозы стоят не больше 2 месяцев, использование электрического обогрева предпочтительней, даже при цене 5 рублей за один кВт, ведь оно не требует постоянного контроля. Ещё один минус дровяного отопления — необходимость устанавливать котёл в отдельном помещении. Исключение составляют твердотопливные калориферы, но их применяют только для поднятия температуры во время ремонта или обслуживания машины. Поэтому дровяное отопление выбирают лишь тогда, когда невозможно использовать электрические обогреватели.
Оценка пожароопасности и необходимости частого обслуживания
Твердотопливные котлы и печи не только требуют ежедневного ухода, но и являются источниками повышенной пожарной опасности. Поэтому такой метод используют, если гараж находится рядом с домом. Газовое отопление менее пожароопасно, однако его выбирают, если есть возможность использовать сетевой газ или необходимо, не считаясь с затратами, увеличить периодичность обслуживания отопления до 2–3 недель. В этом случае устанавливают несколько больших газовых баллонов, которые через редуктор питают котёл водяного отопления. Такую систему необходимо проверять во время каждой замены баллонов.
Расчёт мощности
Чтобы определить мощность источника тепла, необходимо вычислить объем теплопотерь. Это можно сделать как с помощью расчётов, так и приняв усреднённые значения. К примеру, теплопотери кирпичного или шлакоблочного гаража, без отопления и сквозняков, при температуре минус 20 градусов составляют 0,1–0,2 кВт на квадратный метр (кв. м.). То есть для отопления гаража площадью 30 кв. м. необходимо 3–6 кВт в час. Утепление стен и потолка гаража позволяет снизить теплопотери до 0,04–0,08 кВт на каждый квадратный метр площади. Поэтому для отопления хорошо утеплённого гаража площадью 30 кв. м. необходимо 1,2–1,4 кВт энергии в час. Это позволит поддерживать постоянную температуру в 15–17 градусов, что достаточно для обслуживания или ремонта машины. Снизив мощность источника тепла на 15–20%, вы понизите температуру в гараже на 5–10 градусов. Это позволит заводить холодный автомобиль без снижения ресурса мотора, даже если к нему не подключён предпусковой подогреватель. Однако ремонтировать или обслуживать машину при такой температуре будет некомфортно.
С чего начинать
Перед выбором системы отопления необходимо заделать щели и утеплить гараж. Без этого расходы на отопление будут очень большими. Для снижения теплопотерь можно использовать как пенопласт или вспененный полиуретан, так и минеральную вату. Желательно укладывать утеплитель снаружи, это избавит стены от появления плесени. Кроме того, необходимо оборудовать вентиляцию. Использование для этого отверстий в стене сильно увеличивает теплопотери помещения, поэтому необходимо установить рекуператор. Средняя стоимость недорогих моделей этого устройства — 15 тысяч рублей. Затем необходимо сравнить затраты на создание и эксплуатацию различных видов обогрева гаража, а также определить, сможете ли вы самостоятельно выполнить необходимые работы или придётся приглашать специалиста.
Для электрического отопления необходимо проложить новую проводку, которая выдержит потребляемый ТЭН или нагревателями ток. Таблица, которую вы встретите ниже, поможет вам определить необходимое сечение провода. Электрические котлы обладают небольшими размерами, а их мощность регулируют с помощью специального пульта, поэтому их можно установить в любом месте гаража. Для дровяного или газового котла, за исключением устройств с закрытой камерой сгорания, необходимо создать отдельное помещение, место для хранения топлива и утеплённый дымоход. Если его не утеплить, то смесь конденсата и продуктов горения быстро разрушит дымоход из любого материала. Также нельзя использовать для дымохода оцинкованную сталь, поскольку при нагреве она начинает выделять ядовитые вещества. Дымоход можно построить из кирпича (кладка в полкирпича) или заказать жестянщику сэндвич-трубу. Если вы обладаете навыками и оборудованием для жестяных работ, то сможете сделать дымоход самостоятельно, используя кровельное железо и минеральную вату.
Монтаж своими руками
Монтаж отопления состоит из следующих этапов:
- прокладка проводки (только для электрического отопления, если старые провода не рассчитаны на ток, потребляемый нагревателем);
- установка котла, калорифера или обогревателя;
- установка радиаторов и расширительного бачка (только водяное отопление);
- прокладка труб (только для водяного отопления);
- установка дымохода (только дровяное или газовое отопление);
- заливка тёплого пола (только для гаражей, где владелец готов потратиться на него);
- подключение газовых баллонов (только для соответствующих котлов);
- заправка системы отопления водой (только для водяного отопления);
- пуск и проверка отопления.
Прокладка проводки
Прокладка новой проводки необходима, если старая не рассчитана на такую мощность нагрузки, которую будет потреблять электрический котёл. Если старый кабель спокойно выдержит такой ток, то пользуйтесь им. Для прокладки новой проводки вам потребуются штроборез и перфоратор со специальной коронкой для сверления отверстий под распределительные коробки. Эти инструменты можно купить или арендовать в большинстве строительных магазинов.
При выборе кабеля учитывайте не только его сечение, но и материал жилы. Алюминиевые провода нельзя подключать к медным напрямую — это приведёт к окислению контакта, увеличению его сопротивления и сильному нагреву под нагрузкой. Со временем это может привести к возгоранию.
Эта таблица поможет вам выбрать оптимальное сечение кабеля, соответствующее мощности электронагревателя
Размечая проводку, старайтесь использовать прямые линии и углы. Для отвода кабеля используйте распределительные коробки. Они будут указывать место, откуда провод уходит вертикально вниз. Это убережёт вас от случайного попадания в скрытую проводку во время монтажа полок или другого оборудования.
Чтобы проложить проводку, сделайте следующее:
- Нанесите на стену разметку параллельно потолку, но на 20 см ниже. В эту штробу вы уложите центральный кабель.
- Разметьте места для установки распределительных коробок и вертикальные каналы для прокладки провода к розеткам и котлу.
- С помощью штробореза сделайте канавки глубиной 10–20 мм в зависимости от толщины кабеля.
- С помощью перфоратора просверлите отверстия под коробки и розетки.
- Проложите кабель, фиксируя его с помощью пластиковых крепежей и дюбель гвоздей.
- Установите распределительные коробки и розетки.
- Соедините центральный кабель и отводы в распределительных коробках и подключите к розеткам.
- Установите распределительный щит и подключите котёл к нему.
Выбор и установка радиаторов и котлов водяного отопления
При выборе радиаторов необходимо учитывать не только их мощность, но и срок службы. Если вас не смущает замена батарей через 15–20 лет, то устанавливайте современные стальные, алюминиевые или биметаллические изделия. Если же вам нужен срок службы не меньше 30 лет, используйте чугунные радиаторы (гармошки). При выборе батарей учитывайте их мощность, а также отзывы людей, которые устанавливали их в своём доме. Некоторые производители указывают завышенную мощность теплоотдачи, поэтому такие радиаторы будут греть слабей, чем необходимо. Если по каким-то причинам вам не подходят батареи из магазина, закажите их изготовление хорошему сварщику. Для установки любых радиаторов вам потребуется только перфоратор.
Для установки радиатора или электрического котла сделайте следующее:
- Разметьте места для креплений, которые примут вес устройства на себя.
- Просверлите стену и установите крепления.
- Повесьте на них котёл или батарею.
- Закрепите неподалёку от котла расширительный бачок.
- Подведите к устройству трубы.
- Установите краны, которые позволят заменить котёл или батарею без слива воды из системы.
- Параллельно каждому радиатору установите байпас — тонкую трубку, которая обеспечит циркуляцию теплоносителя даже при снятом радиаторе.
Для установки газовых котлов и баллонов необходимо приглашать специалиста, который разбирается в монтаже этих устройств, потому что любая ошибка может привести к взрыву. Установку дровяных котлов проводите в точном соответствии с прилагаемой к ним инструкцией, ведь для каждой модели и типа существует свой порядок действий.
Прокладка труб для водяного отопления
Для любых типов водяного отопления используйте полипропиленовые трубы марки PN25. Они выдерживают температуру до 90 градусов и давление до 25 атмосфер, а их стоимость невысока. Все другие виды труб не отличаются по эксплуатационным характеристикам, но обходятся заметно дороже. Исключение — трубы из сшитого полиэтилена, но их нежелательно использовать из-за необходимости периодически проверять и при необходимости затягивать фитинги. Диаметры труб определяют исходя из типа отопления. Для систем с естественной циркуляцией диаметр должен быть свыше 40 мм. Если в системе отопления установлен насос (в котле или отдельно от него), то достаточно использовать трубы диаметром 20–25 мм. Также необходимо установить расширительный бачок, объем которого должен составлять 7% от общего объёма воды в системе.
Для работы вам потребуются:
- паяльник для полипропиленовых труб;
- ножницы для труб или ножовка по металлу;
- напильник;
- перфоратор.
Пошаговый порядок действий по прокладке труб отопления:
- Разметьте места прокладки труб. Для отопления с естественной циркуляцией необходимо обеспечить уклон подающей трубы в 10 см на 1 метр. Для систем с принудительной вентиляцией все трубы можно укладывать параллельно полу на любой высоте.
- Просверлите отверстия для фиксирующих клипс с шагом 50–70 см и установите клипсы.
- Нарежьте трубы на куски необходимой длины с помощью ножниц или ножовки. Если использовали ножовку, то выровняйте срез напильником.
- Прогрейте паяльник до рабочей температуры.
- Вставьте в него конец трубы и наденьте на специальную насадку необходимый фитинг. Время прогрева 7–12 секунд.
- Соедините трубу и фитинг и держите так 2–3 минуты. Это необходимо для застывания расплавленного полипропилена. Не перепутайте направление установки труб и фитингов.
- Собрав участок подающей или возвратной трубы, вставьте её в клипсы. Дальнейший монтаж проводите на месте.
Создание дымохода
Проще всего сделать дымоход из сэндвич труб. Их продают в строительных и хозяйственных магазинах. Для создания в первую очередь продумайте, сможете ли вы провести его сквозь крышу, или придётся выводить за стену и потом поднимать над уровнем кровли. Для этой работы вам потребуются перфоратор с зубильной насадкой, монтажная пена и крепёж для сэндвич трубы.
При выборе формы дымохода и места для его установки учитывайте, что чем больше поворотов у этого устройства, тем меньше будет тяга котла. Поэтому желательно ставить дымовой канал там, где есть возможность вывести его сквозь крышу без изгибов и поворотов. Если вы делаете кирпичный дымоход, то учитывайте, что размер канала должен составлять как минимум полкирпича.
Чтобы установить дымоход, сделайте следующее:
- Определите его конфигурацию исходя из длины труб и поворотов.
- Разметьте на потолке или стене место для проведения дымохода.
- С помощью перфоратора и зубильной насадки сделайте отверстие в стене или потолке и крыше.
- Монтируя дымоход рядом с деревянными или легкогорючими материалами, установите на него дополнительную защиту, которая предотвратит возникновение пожара.
- Соберите дымоход из деталей, введите в пробитое отверстие и наденьте на печь или котёл.
- Наденьте на выступающий из стены или крыши дымоход остальные элементы, которые обеспечат ему необходимую высоту.
- Зафиксируйте трубу на стене с помощью специальных крепежей
- Монтажной пеной залейте отверстие.
Обязательно проверьте тягу. Для этого откройте шибер печи или котла и поднесите к поддувалу горящую спичку. Если вы правильно сделали дымоход, то огонь будет заметно отклонять.
Создание тёплого пола
Существуют два вида тёплых полов — электрические и водяные. Разница между ними в том, что в одних укладывают греющий кабель, а в других тонкую (8–12 мм) полиэтиленовую трубу. Такой вид отопления можно делать лишь в тех гаражах, где есть возможность поднять пол на 20–25 см.
Вам потребуется:
- ножницы для резки арматуры (можно использовать болгарку);
- строительный уровень длиной 2–3 м;
- пассатижи;
- строительный вибратор;
- острый нож.
Вот пошаговое руководство по созданию тёплого пола:
- Очистите пол гаража от пыли и застелите твёрдым пенопластом толщиной 2–5 см.
- Внутри гаража из арматуры создайте сетку с размером ячеек 20х20 см.
- С помощью маленьких отрезков и кусков кирпича поднимите сетку на 5–6 см над уровнем пола.
- Поверх сетки уложите петлями греющий провод или трубу. Не делайте радиус изгиба меньше 5 диаметров нагревательного элемента.
- Периметр комнаты застелите вспененным утеплителем, он создаст необходимый тепловой зазор.
- С помощью уровня установите направляющие для бетона (маяки).
- Залейте бетон и уплотните его с помощью вибратора.
- С помощью прямой доски выровняйте поверхность бетона по маякам.
- Через 10 дней подключайте тёплый пол к системе отопления.
- Через 28 дней можете запускать отопление и закатывать машину в гараж.
Это важно! Для заливки пола применяйте бетон с минимальным количеством воды (не больше 20% от объёма цемента) и добавлением небольшого количества пластификатора, который можно купить в любом строительном магазине. Благодаря этому бетонный тёплый пол получится очень прочным. Проводите заливку за один раз, в противном случае велика вероятность растрескивания стяжки.
Пуск и первая проверка отопления
- Электрическое инфракрасное и конвекционное отопление включают и в течение получаса проверяют состояние всех проводов и температуру в гараже. Если вы сделали всё правильно, то провода не будут нагреваться, а электрические приборы станут излучать тепло.
- Для пуска водяного отопления его заполняют водой, удаляют воздух с помощью специальных клапанов и включают котёл.
- У дровяных котлов необходимо проверить тягу перед пуском.
- Электрические котлы проверяют так же, как любые другие отопительные приборы.
Благодаря отоплению вы сможете зимой не только хранить, но и обслуживать автомобиль в гараже. Благодаря плюсовой температуре, даже в самые лютые морозы вы заведёте мотор своей машины без проблем.