Математика «обочечников»
Теперь я знаю два работающих способа борьбы с этим явлением.
Первый увидел в Подмосковье.
Каждое утро на Яндекс-картах эта дорога становилась красно-коричневой. Две полосы сначала сужались до одной, а потом и хорошо раскатанная обочина заканчивалась препятствием. Тут был ад. Сейчас же все едут ровно по асфальту.
Решение поразило не столько своей элементарностью, сколько эффектом.
Просто выкопали ров справа и слева, лишив водителей возможности туда заезжать. Яма не делает исключений ни для кого. На фото только кажется, что она неглубокая и что можно протиснуться. Но, поверьте, — нет. И знаете, что произошло с красно-коричневой ежедневной утренней пробкой? Она стала желтой!
Мы все едем «в рабочем движении». Не стоим, не тыркаемся, а медленно проезжаем этот участок. И намного быстрее, чем обычно!
Экспериментальное доказательство вреда обочечников, я теперь вижу
каждый день — двигаюсь, а не стою на этом участке. Но мне захотелось
понять его математику.
Не буду мучить вас формулами и арифметическими
прогрессиями. Объясню на пальцах. Берем часть пробки с обочечниками и
рассматриваем идеальную ситуацию.
Первая машина трогается мгновенно, ее задержка 0 секунд.
Следующая начинает движение через 5 секунд после первой — водителю нужно понять, что машина перед ним уехала и занять ее место. Не важно 5 секунд это, 5 микросекунд или даже 5 наносекунд.
Просто допустим, что это 5 для наглядности.
Обочечнику, чтобы влезть в ряд, нужно тоже 5 наносекунд и 5 наносекунд, чтобы проехать вперед. Итого 10.
Повторю, ситуация идеальная и каждого обочечника пропускают на дорогу через одну машину. Получается, что желтый пикап проехал с задержкой 0, за ней с обочины синий внедорожник за 10, потом голубая легковушка, спустя 5, затем, чтобы влезть коричневому обочечнику, нужно еще 10… и так далее. На машинах написано их время задержки после условного старта.
Получается, что за 60 секунд могут проехать 9 машин.
Обратите внимание, что третий (зеленый) обочечник с задержкой в 40 секунд, мог бы с таким же успехом стоять в три раза дальше, девятым на асфальте и подъехать к условному перекрестку за то же самое время. Третий на обочине или девятый на дороге!
Теперь мысленно прокопаем ров и выстроим автомобили в ряд.
Каждая машина подъезжает за те же 5 секунд, но уже по порядку и без обочечников. За 60 секунд сдвинутся с места уже не 9, а… 13 авто. Вот почему теперь я еду, а не стою!
Но это мы рассматривали идеальную ситуацию — обочечников пропускают через одного.
В жизни же как минимум через двух-трех, в зависимости от того, насколько он наглый.
А,
если учесть, что в реальности ситуация выглядит примерно так, как на
картинке ниже, то не только задержки добропорядочных автовладельцев
вырастут на порядок, но и движение по обочине, в большинстве случаев, не
принесет временной выгоды. Хоть визуально автомобиль и будет стоять
ближе.
Поэтому вторым действенным способом борьбы с обочечниками, я назову просвещение и культуру.
Не лезть вперед — выгодно всем участникам движения.