Любой мотор рассчитан на долгую и счастливую жизнь. Срок его службы определен в важном и четко обозначенном параметре, закладываемом еще при его проектировании, – сроке службы до списания, или полном ресурсе. Но, бывает, не доживает он до предписанного срока жизни, причем так, что дым из-под капота, шум и грохот. Иногда еще может помочь реанимация в виде капитального ремонта, но частенько – сразу в морг, то есть под замену. Итак, рассмотрим наиболее часто встречающиеся случаи «внезапной смерти» моторов, но не для того, чтобы насладиться «страшилкой», а чтобы разобраться, почему такое могло случиться. И виноват ли сам мотор? Или первопричиной беды все-таки были мы сами?
СТРАШИЛКА №1: КОГДА ТЕПЛО НЕ ВО БЛАГО
Мотор – это тепловая машина. Чтобы она работала, в ней должно что-то выделять тепло. Топливо горит – значит, мотор греется, и это нормально, это штатный режим его работы. Но греть бесконечно нельзя, каждый металл, из которого изготовлены детали, имеет свой порог термостойкости. Если предельные температуры превышены, чудес может быть много. Страдают при этом в первую очередь поршни и клапана. Итак, откуда берется перегрев? И виноват ли в нем мотор? Причин перегрева может быть несколько. Во-первых, это авария системы охлаждения – порванный ремень привода помпы, разрушившаяся крыльчатка, малый уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Во-вторых, к перегреву склонны старые двигатели, на рабочих полостях рубашки охлаждения которых накопились загрязнения и отложения. Особенно – если сэкономили на качественной охлаждающей жидкости или вообще долго покатались на воде. В-третьих, перегрев двигателя вызывает некачественное, плохое и оттого медленно горящее топливо. Низкое октановое число и частая детонация в двигателе также могут быть причинами перегрева. В-четвертых, к перегреву ведут сбитые регулировки двигателя – поздний угол опережения зажигания или впрыска, слишком бедная и слишком богатая смесь. И, в-пятых, это некачественная «прокладка» между рулем и сиденьем, заставляющая мотор работать на несвойственных ему режимах. Особо мотору «нравится», когда обороты низкие, а педаль акселератора утоплена в пол! Ведь помпа при этом еле крутится, а нагрузка на мотор большая. Тепло, неспособное уйти в систему охлаждения, греет мотор, часто – чрезмерно. И где тут видна вина самого мотора? Не виноватый он… Некоторые примеры того, что наблюдается в этом случае, – на картинках. Там же наши комментарии по причинам беды.
Автомобиль ехал-ехал и вдруг начал «тупеть», терять динамику… Вскрытие показало – поршни задрало! Что произошло? Мотор в какой-то момент перегрели – почему, неизвестно. Но задиры на верхней части поршня обычно возникают тогда, когда слишком высоки температуры в камере сгорания. Это – либо пни корчевали автомобилем, либо угол опережения зажигания был слишком поздний, либо смесь слишком богатая. Такое может быть и при залегших кольцах, но тут они живы – не наш случай. Поршень при нагреве расширился больше, чем ему положено, а зазоры между ним и цилиндром и так очень малы. При перегреве они сомкнулись – пошел задир. Вердикт – либо водитель негуманный, либо механик в сервисе с кривыми ручками.
На «Ниве», откуда этот поршень, был пробит радиатор системы охлаждения. И было это в лесу. Водитель решил дотянуть до цивилизации – итог налицо. Опять перегрев, но тут пострадали межкольцевые перемычки поршня – их не просто выломало, а выплавило! Еще хорошо, что мотор остановили вовремя – не успел поршень заклинить. А то могло и шатун порвать, и блок повредить. Пока же – только замена поршней. Уффф.. Легко отделались!
Мотор затрясло на холостых, появился черный выхлоп, стал плохо пускаться. Вскрытие показало – межкольцевые перемычки просто выломало. Водитель решил сэкономить на бензине. А дешевый бензин октана явно не добрал. Итог – детонация, перегрев поршня – и вот такая беда. Кстати, и выпускные клапана тоже прогорели… Вот во что выливается экономия!
Типичное следствие перегрева поршня дизельного двигателя. Трещина на горловине камеры сгорания в поршне – ситуация нередкая, но перегрев двигателя вероятность такого диагноза лишь увеличивает. Здесь, скорее всего, хозяин свой «Транзит» совсем не жалел, с полным грузом по всяким горкам катался. Денег заработал – теперь и на ремонт хватить должно.
Достаточно редкий вариант дефекта – «боковой» прогар поршня. Происходит он тогда, когда замки поршневых колец выстраиваются в одну линию. Перегрев поршня будет гарантирован – ведь горячие газы с высокой скоростью по линии выстраивания замков будут перетекать из камеры сгорания в картер, выжигая все на своем пути. А бывает это тогда, когда при сборке мотора не выдерживали порядок и момент затяжки силовых болтов крепления головки цилиндров. Цилиндры при этом деформируются и овализируются. И снова – спасибо криворуким автомеханикам, угробившим мотор. Кстати, заменой поршневой тут не отделаешься – на цилиндрах обычно такие царапины в зоне прогара, что даже расточка не поможет. Либо гильзовать, либо выбрасывать.
СТРАШИЛКА №2: ПОСТУКИВАЯ КЛАПАНАМИ…
Среди двигателистов до сих пор ходит легенда о супержурналистке, которая в своей статье в неком федеральном издании лирично описывала пуск дизеля на каком-то пароходе: «Ритмично постукивая клапанами, дизель набирал ход». Нехорошо это, когда клапана начинают постукивать – о поршни, например. И такое возникает в случае зависания клапана. Что может послужить причинами такого чуда? Их тоже несколько. Например, двигатель может быть перегрет, клапаны, особенно выпускные, на это реагируют запредельным ростом температуры, стержень клапана расширяется сверх допустимых пределов и происходит его заклинивание в направляющей втулке. Возможные причины перегрева мы уже рассматривали выше. Такое также случается, если лопается клапанная пружина – нечастый, но возможный случай. Клапан может рассухариться и попросту вывалиться в цилиндр – тут уже надо предъявлять претензии механику, который пытался чинить мотор. А еще клапан может закоксоваться – когда на части его стержня, выходящего в выпускной канал, нарастает шуба отложений. К тому же результату может привести разложившееся масло – твердые лаковые и коксовые отложения, попадая в зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой, могут его подклинивать. Нередко клапана «подвисают» на непрогретом моторе, когда вдруг резко «подкидывают газу». Это, кстати, одна из причин, по которой мы всегда советуем хоть немного, но греть мотор зимой. А еще – такое могут дать неисправные гидрокомпенсаторы или гидротолкатели механизма газораспределения. Причина – их износ или засорение, обычно тоже являющееся следствием использования некачественного масла. И опять же, есть тут где-то вина мотора? И снова виноват либо водитель, который не любит свой автомобиль, либо криворукий механик. А последствия – страшно красивые. Или – просто страшные. Итак, смотрим…
Ехали-ехали, вдруг – грохот из-под капота, и ехать перестали… Вскрытие показало, что у поршня появился новый конструктивный элемент, изначально создателями двигателя не предусмотренный. Клапан завис, а причина – тот же перегрев мотора. Сбитые с поршня нагары позволяют выдвинуть гипотезу – не обошлось дело без детонации. Значит, снова хозяин решил сэкономить.
А еще клапаны бывают такими… Тут он не завис, а наоборот, рассухарился и вывалился в цилиндр. Итог – тот же: капитальный ремонт двигателя. Причина – «качественно» выполненный предшествующий дефекту ремонт головки цилиндров.
А тут поршень встретился с клапаном на серьезном режиме – с высокой частотой вращения и нагрузкой. И сразу мотор не остановили. Клапан остался в головке, а вот дыра в поршне не оставила мотору шансов.
СТРАШИЛКА №3: СТРАШНОЕ СЛОВО – КЛИН!
Заклинивание мотора – одна из любимых «пугалок» некоторых сервисменов, когда надо сподвигнуть клиента на вкусный (для них, конечно) и дорогой ремонт. Однако случается оно нечасто, но уж если случается… Последствия реально страшные – не всегда и капитальный ремонт может помочь. Суть проста – подшипники коленчатого вала перестают смазываться, и под большой нагрузкой происходит контакт поверхностей вала и вкладыша подшипника. Вкладыш срывается со своего штатного места, и клинит вал. Это называется «проворотом вкладышей». Итог – задранные шейки вала и подранные постели подшипников на шатунах и коренных опорах, а в худшем случае – обрыв стержня шатуна и следующая за этим «рука дружбы» – пролезший через разваленный блок обломок шатуна. И снова – к причинам проворота вкладышей. Опять же, их много, и ни одна из них непосредственно к конструкции мотора отношения не имеет. Итак, предшествует провороту вкладышей задир подшипника, то есть ситуация, когда он перестает правильно смазываться. Происходит это тогда, когда нарушается работа системы смазывания – ломается или изнашивается масляный насос, засоряется масляный фильтр, при этом не срабатывает его перепускной клапан. Или тогда, когда в моторе почему-то не хватает масла. Пробили масляный поддон, вынесло сальник коленчатого вала или просто не уследили – масло угорело выше всяких пределов… А еще такое может быть, когда масло в моторе начинает сходить с ума – вдруг густеет, полимеризуется, образует грязевые пробки в каналах масляной системы. О причинах подобного некрасивого поведения масла мы писали не раз. Кроме того, «клин» можно получить, если эксплуатировать двигатель не на тех режимах, на которые он рассчитан. Пример? Пожалуйста! Если пытаться «Грантой» буксировать КАМАЗ, или «Приорой» пни корчевать, то с большой степенью вероятности можно провернуть вкладыши. Это зона «буксировочных» режимов, когда оборотов мало, а нагрузка на двигатель полная, это зона смерти для подшипников. Кстати, тут и перегревы тоже живут – а они не только поршням с клапанами страшны, но и подшипникам тоже. А еще – если ничего не предпринимать, когда видишь, как на холостых моргает сигнальная лампочка давления масла, то рано или поздно наткнешься на эту беду. Износ мотора медленно, но неизбежно губит подшипники.
Это – одно из последствий «масляной чумы», явления, при котором масло неожиданно превращается в черный, практически нетекучий гудрон. Смазывание подшипников прекратилось, на шатунной, наиболее нагруженной шейке случился проворот вкладышей – тот самый «клин». Коренные шейки отделались большим износом… Можно это было заметить и предотвратить? Конечно, можно! Просто почаще надо под капот заглядывать и за уровнем и состоянием масла следить. Да и сигнальная лампочка давления масла задолго до этого должна была начать подмаргивать!
А вот так выглядит шатун после проворота вкладыша. Диагноз один – на свалку, поможет только замена шатуна и шлифовка вала. А для современных «даунсайзинговых» моторов и вал-то снять с двигателя нельзя, значит – замена блока вместе с валом… И стоит это частенько практически столько же, сколько сам подержанный автомобиль.
СТРАШИЛКА №4: ГУБИТ МОТОР ВОДА…
А еще есть такой крайне неприятный дефект – гидроудар. По последствиям для двигателя он страшен – тут уже даже «капиталка» может не потребоваться, только полная замена мотора… А суть его проста – в цилиндры откуда-то попадает вода, которая при движении поршня к верхней мертвой точке его туда не пускает. А дальше – гнутся или даже ломаются шатуны, «садятся» подшипники коленчатого вала, да и сам вал может лопнуть. Обломки шатунов машут «ручками дружбы» сквозь дыры в блоках, пар, шум и прочий фейерверк под капотом.Причины гидроудара тоже могут быть разными. Чаще всего в цилиндры попадает охлаждающая жидкость через пробитую прокладку головки цилиндров. Причем интенсивнее всего вода сочится в цилиндры при неработающем двигателе. Но начинается это с появления характерного белого дыма из выпускной трубы. Если его увидели – бегом, причем желательно на эвакуаторе, на ремонт! Иначе можете увидеть то, что показано на фотографиях ниже. Прогар прокладки тоже может иметь несколько разных причин – начиная от того же банального перегрева двигателя и заканчивая неправильной его сборкой после ремонта. Это может быть также следствием длительной детонации в цилиндрах. А еще причина появления воды в цилиндрах может быть банальной – если лихой «наездник» начнет форсировать глубокие лужи вброд. Да так эффектно, чтобы фонтаном воды крышу накрыло! Ну и чем тут мотор виноват? Вот как раз такой гидроудар – это всегда следствие чрезмерной лихости владельца автомобиля, частенько граничащей с глупостью. А картинки деталей после гидроудара очень наглядные и красивые – впрочем, смотрите сами.
Тут тоже был гидроудар. Это видно по гнутому шатуну, выкрошившемуся поршню и характерному белесому нагару на поверхности поршня… Причина – от перегрева «повело» головку, ее нижняя поверхность сильно деформировалась и уплотнение газового стыка (это плоскость контакта блока и головки цилиндров) нарушилось.
ПРИЧИНУ ИЩИТЕ В СЕБЕ!
Мы рассмотрели далеко не все беды мотора, затронув только самые разрушительные, влекущие за собой быструю и неизбежную его смерть. И, что же увидели при этом? Да то, что в 99,9% случаев само железо не виновато! Виноват водитель, который пытается выжать из мотора все соки, независимо от реальных его возможностей. Виновата его жадность, желание сэкономить на качественном бензине и масле, качественном и своевременном техническом обслуживании автомобиля. Виноват неуклюжий автослесарь, что, увы, не редкость нынче даже на серьезных авторизованных сервисных центрах. Надо понимать главное! Правильно, грамотно и в срок обслуженный двигатель в принципе НЕ ЛОМАЕТСЯ! Его ломает человек. А потому не надо грешить на то, что ВАЗ, Китай, Фольксваген или Мазда делает плохие и ломучие моторы! Любите и понимайте их, независимо от места их происхождения, и они ответят вам тем же – как бы ни высокопарно это звучало.