«Маугли» США и СССР: Каких детей воспитывает идеология через мультики
Недавно посмотрел советский мультфильм "Маугли” – честно говоря, прямо затянул. Обратил внимание на ряд важных моментов, которые можно назвать «программированием ценностных ориентиров». Стало интересно, и нашел в сети американский аналог «Маугли». Удивительно, насколько разные эти картины! И насколько разного человека они воспитываютНедавно посмотрел советский мультфильм "Маугли” – честно говоря, прямо затянул. Обратил внимание на ряд важных моментов, которые можно назвать «программированием ценностных ориентиров». Стало интересно, и нашел в сети американский аналог «Маугли». Удивительно, насколько разные эти картины! И насколько разного человека они воспитывают!
ПЕСОНАЖИ
В советской версии (СВ) все персонажи харизматичны и
обладают именно собственной харизмой, неповторимой динамикой, образом, в
то время как в америкосской версии (АВ) все персонажи одинаковы –
одинаково двигаются, одинаково говорят, лишены всякой харизмы и выглядят
шутами.
За счет этого в СВ хорошо прослеживается идея о реализации именно своих сильных сторон.
СВ
– вообще очень глубокий и эмоционально сильный мультфильм. Здесь
доходчиво говорится о дружбе, взаимовыручке, причем каждый в команде
играет на своей сильной стороне: Каа – не ввязывается в бой, но он мудр и
предлагает стратегические решения (найти клинок, победить рыжих псов);
Багира – просто идеал женственности, я бы даже добавил – альфа-женщины:
она сильная и опасная и при этом грациозная и нежная, игривая и
спонтанная, но в то же время смекалистая и мудрая (именно она
"разрулила” тему со спасением Маугли, дав толпе быка на собрании стаи);
Балу – отличный учитель; Акелла – мудрый и справедливый лидер;
Волчица-мать готова отдать жизнь за приёмного ребенка; Шерхан – силён,
свиреп и хитер, он играет не по правилам и в итоге получает по заслугам
за это; Шакал полон страха и, пожалуй, самый мерзкий персонаж в
мультике. Все персонажи зрелые, харизматичные и ясно видят своё место в
джунглях.
В АВ – ничего подобного просто нет. Все персонажи
одинаково дурацкие и "смешные”. Несмотря на разную пластику, у всех
одинаковые гримасы и эмоции. Концепт своего пути перевернут – обезьяна
хочет стать человеком, слоны ходят строем, а сам Маугли никак не может
определиться, кем же ему быть, кому подражать. А Багира, вообще, мужик!
АТМОСФЕРА И КОНЦЕПТ
В
СВ, конечно, всё не так красочно… и гармонично. Суровый советский
реализм – это, пожалуй, минус. Но это по-своему символично, ибо
позволяет легче мысленно отвлечься и видеть суть мультфильма:
Ищи
свои сильные стороны и находи своё место в обществе. Сила дружбы,
коллектива, знаменитое "мы с тобой одной крови”, кооперация при решении
задачи.
Вместе можно добиться гораздо большего, чем в одиночку.
Коллектив – это важно и полезно. Опять же уважение к индивидуальности.
Каждый делает то, что у него лучше всего получается.
Добро в итоге
побеждает зло. Мультфильм учит быть честным и сильным и играть на
светлой стороне. Ибо тьма побеждена будет обязательно. Зачастую
персонажи шли на смерть и были готовы сражаться до конца за то, что им
дорого, и судьба награждала их за храбрость – ситуация решалась либо
мирно (как на совете), либо в их пользу (как в конце мультфильма).
Храбрость и честь награждаются. Бесчестие, хитрость и трусость – наказываются.
Все
трудятся: дикобразы катят тыквы, волки охотятся и учатся(!), медведь
учит, лидер руководит и так далее. Вывод: трудись – и получишь
результат.
В американском мультфильме все "лупасят” и "стебут” друг
друга, и это как бы "весело”: общий концепт (идея) мультика как бы
просто развлекательный. Атмосфера раздора, нет единого мнения, эгоизм,
каждый действует в своих интересах. Идея: пой, танцуй, "умерь свои
потребности” – и всё будет отлично. На первый взгляд, тоже неплохой
посыл, позитивный такой, но уж очень это смахивает на агитацию к
развлечению, а не созидательному труду.
Тема дружбы есть также и в
АВ. Однако там каждый персонаж хочет что-то получить от Маугли или
навязать свою точку зрения. Битва с тигром в конце тоже веселая и
простая. И Маугли ведет себя там очень своеобразно, но об этом далее.
И ТЕПЕРЬ САМОЕ ВАЖНОЕ: ПЕРСОНАЖ И ЕГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
В
СВ Маугли развивается на протяжении нескольких серий. Он всё больше
раскрывает свои сильные стороны, всё больше понимает, кто он. Он
становится сильнее, умнее, быстрее. Он становится и вожаком стаи, и
побеждает нашествие врагов, и получает кинжал, и сам побеждает тигра
голыми руками.
Сначала он учится, как и подобает ребёнку, но
вскоре становится самостоятельным, сам принимает решения, он активен,
инициативен и смекалист. Он ведёт себя храбро и держится достойно.
В
АВ Маугли – потребитель. Он капризный и одинокий. Он не может найти
своё место в жизни. То пытается быть медведем, то слоном, то грифом.
Мораль как бы очевидна – будь человеком, кем тебе и положено быть,
однако общий эмоциональный фон создает именно ощущение поиска и даже
отчаяния, нагнетая конфликт. И как он решается? В конце Маугли не сам
принимает решение пойти к людям, а "ведётся” на не по годам "сексуальную
девочку”…
Весь мультик его направляют, о нем заботятся, им
управляют: ощущение, что выбор у Маугли состоит в том, к кому бы
присоединиться, кому доверить себя. Маугли сам ничего не решает, всегда
решают за него от самого начала до самого конца. Т.е. задан образ
ведомого потребителя, а не самостоятельной личности.
В СВ Маугли
искренне дружит с персонажами, помогает им, и они вместе решают какие-то
задачи. Если и дурачатся, то как-то очень по-доброму. Все положительные
персонажи ладят между собой и работают в команде, ставят конкретные
цели и достигают их.
В АВ персонажи ссорятся между собой, делят
Маугли, словно у него нет выбора (а ведь и правда просто нет), и каждый
хочет удовлетворить свое эго через него. Персонажи трусливы, как и сам
Маугли. И все персонажи невротичны, истеричны и избыточно эмоциональны –
у них нет сути, стержня, они часто меняют свои решения,
непоследовательны, словом довольно хаотичные и потерянные.
Сам Маули в СВ уважает своих братьев, защищает их, внимает их мудрости, они поддерживают друг друга и действуют сообща.
В АВ Маугли вечно одинок, отталкивает других персонажей; конфликт строится на том, что никому нельзя доверять.
ФИНАЛЬНАЯ СЦЕНА
В
СВ Маугли вырос и превратился из забавного полного энергии
мальчика-лягушонка в красивого статного мужчину, достойного, сильного,
опытного. Апогеем его зрелости становится его эпичная и довольно
жестокая победа над Шерханом. Маугли с братьями придумывает план и
воплощает его, дерётся с Шерханом один на один, и, даже потеряв клинок в
битве, всё же одерживает победу – голыми руками. Победа окончательная, о
чём свидетельствует шкура на камне. Затем Маугли влюбляется и понимает,
что не может жить вечно в джунглях. Тогда он САМ принимает решение уйти
из стаи, оставить "свой высокий пост” ради новой жизни. Стая прощается с
ним и принимает его выбор, напоследок говоря, что если что-то
понадобится – мы всегда с тобой.
Примечательна и сцена Маугли с
девушкой. Во-первых, они уже "взрослые”. Девушка, увидев роскошного
Маугли, роняет кувшин и убегает, оборачиваясь снова и снова. Она и
боится его, и проявляет интерес. Сам Маугли тоже убегает и плачет на
груди у Балу, потому что в нём проснулось чувство любви, и он понимает,
что пора уходить к людям.
Т.е. добившись максимального в
джунглях, вождь стаи, победитель главного очень хитрого врага,
отправляется ради любви к новым вершинам. Уверен, и там он добьется
успеха. Такая вот история прогресса и смелого движения вперед. Последний
кадр – взрослый, сильный и волевой Маугли прощается с братьями на фоне
деревни, двигаясь к новой жизни.
Теперь посмотрим, что происходит в АВ:
Маугли
как был худым мальчиком, так и остался – он никак не вырос, никак не
эволюционировал. Он ребёнок, просто ребёнок – капризный, запутанный,
недоверчивый и одинокий. Он ищет, к кому ещё примкнуть – ведь все
"прошлые друзья” его обманывали…
Тут он встречает грифов, и ЕГО
находит Шерхан. Новые друзья трусливо убегают, но Маугли не теряется и
как будто бы не боится драки. Шерхан как типичный американский злодей не
сразу сжирает героя, а решает с ним поговорить и поиграться. Типичная
ошибка злодея.
В этот момент появляется Балу и кидается в драку,
Маугли убегает, но потом находит палку и бьёт тигра, пока тот
обездвижен, однако, когда тигр освобождается, Маугли убегает с криком
"помогите”. Потом СЛУЧАЙНО молния ударяет в дерево, пока Шерхана
отвлекают грифы, Маугли привязывает к его хвосту палку, и Шерхан
трусливо убегает …
Балу как будто бы умирает: плаксивая сцена,
где медведь слушает посмертную речь Багиры и получает по лицу от
него(!), когда все узнают, что Балу жив. Затем они идут в джунгли. Но
Маугли увидел девочку и решил её рассмотреть. Балу замечает: "Не иди
туда – от них все проблемы” (установка на отношение к другому полу).
Однако Маугли не по-детски ведётся, девочка гипнотизирует его красивыми
глазками, и Маугли в итоге КАК В ТРАНСЕ идёт за ней. Девочка роняет
кувшин, чтобы Маугли его донёс, и он опять же ведётся и несёт. Балу
кричит: "Забей, идём в джунгли!”, но Маугли жмёт плечами и идёт,
одурманенный, за девчонкой.
Персонажи поют песню, как круто жить в джунглях, – конец.
Еще
пару замечаний. В СВ основные планы – это лица, и совершенно нет в
кадре "мягкой точки”. В то время как в АВ именно это часть тела играет
важную роль, постоянно фигурируя на первом плане. В СВ я не заметил
откровенно глупых персонажей. В АВ – все персонажи тупы. Примечательны
также сцены со слонами – один по поведению похож на зомби и постоянно
жрёт; в другой сцене – "вид сзади”, в третьей – истеричная жена орёт на
спесивого мужа.
ИТОГО
Советский мультик воспитывает
сильную, смелую, храбрую, смекалистую независимую личность, которая
ставит цели и достигает их. Использует силу коллектива. Учитывает
сильные стороны союзников и врагов и действует смело и эффективно.
Образец отношений – сильный, уверенный лидер-мужчина, способный на
глубокие страстные чувства. Роль мальчика – стать мужчиной.
Американский
мультик воспитывает раба. Капризного недоверчивого потребителя,
склонного к неврозам и одиночеству, недоверчивого и обманутого. Который
всегда ведом кем-то. Который не знает своих сильных сторон, не строит
планы, не принимает решения. За него всегда решают, его ведут. В конце
оказывается, что он вообще не главный персонаж, а главные персонажи –
это беззаботный медведь и Багира-мужик, которые и правят бал в джунглях.
И,
кстати, касаемо юмора. Юмор позволяет не воспринимать информацию
критично и расширять рамки дозволенного: это же шутка, это нормально.
Поэтому давать установки и образы очень хорошо именно через юмор.
Когда
ребёнок смотрит мультик, у него еще очень мало своего опыта, чтобы
решить, что нормально, а что нет. Когда он видит, что в мультике
персонажи ведут себя каким-либо образом, и их никто не осуждает –
ребёнок принимает эту модель поведения, как норму. И он моделирует в
своей жизни то, что видит. Ребёнок, смотрящий советский мультик, будет
думать, что храбрость и честь – это нормально, ставить цели и достигать
их – это нормально, сражаться и побеждать – это нормально. Быть творцом и
автором своей судьбы – это нормально.
Ребёнок, смотрящий
американский мультик, будет думать, что когда тобой управляют – это
нормально, предательство и одиночество – это нормально, невротичность и
капризность – это нормально. Быть потребителем – это нормально.
А
теперь подумайте, что смотрите вы сами и ваши дети (свои, племянники,
братья и сестры). Какие образы они видят? Какие модели поведения для них
станут нормальными? Что они воплотят в своей жизни? И что воплощаете вы
сами?
Это и есть воспитание, это и есть ОБРАЗ-ование. Сегодня
они смотрят диснеевские мультики, завтра слушают попсу, а послезавтра их
идеалы и ценности приобретают эгоистичный и потребительский окрас,
свойственной западной культуре. Всё серьезнее, чем кажется. Игнорируя
проблему, мы не уходим от неё, а просто передаем власть тем, кто от неё
не отказывается, вот и всё. Через информацию – фильмы, мультики, музыку,
программы, игры и так далее – идёт навязывание желанных кому-то
шаблонов поведения. Особенно это сказывается на детях. Поэтому будьте
бдительны. Создавайте светлое, сильное, храброе, честное. Фильтруйте
информационные потоки для себя и, прежде всего, для своих детей.
Данил Шарган