К написанию данной статьи меня подтолкнул loveangel с форума данного сайта. Действительно, человеку порой сложно представить проводку с включателями во всей квартире, доме или офисе. Для наглядности происходящего проектировщики рисуют планы квартир с прокладкой проводов. А вот если нужно более наглядно повключатеть выключатели или проверить токи в проводах, то приходиться представлять эту картину. Но век у нас не дремучий и компьютер есть у всех, да и программ написано столько, что и за всю жизнь не установишь. Появилась необходимость в программе, которая сможет наглядно представить план квартиры, плюс визуально понажимать выключатели, чтобы лампочки включались и отключались. При этом нужно измерить ток в проводе и программа должна быть простой и интуитивной. Вроде требований не так и много, но вот реализация в больших пакетах - сложна. Вначале я думал написать что-то такое в пакете Matlab, но пришлось бы вспоминать, затем пробовал пакет pcad, но это не помогло. Только потом я вспомнил про очень старенькую программу Electronics Workbench. Мы ее еще пользовали в универе и эта программа помогала составлять схемы и анализировать процессы. В программе Workbench нельзя рисовать контуры стен, но, как говорит Морфиус, некоторые законы можно сломать. Контуры стен можно нарисовать проводами с узлами - вот и все решение.
Инструкцию по работе с workbench можно скачать здесь.Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера" target="_blank">здесь
Итак, устанавливаем программу Workbench 5.12 и запускаем. Вначале появляется ошибка, что нельзя открыть файл. Пусть его, жмякаем ОК.
Сразу нужно выбрать масштаб. Если рисовать мелко, с масштабом 100%, то все получится скученно, а это неудобно потому что можно напутать с подключением проводов. Конечно, можно и позже перейти в другой масштаб, но тогда придется передвигать заново стены. Так что проще сразу установить минимальный масштаб.
В менюшке находим точку, которая называется "connector". Точка - это соединение трех и более проводов. При помощи точек можно создать соединение стен и распаечных коробок. Абсолютно универсальная точка, приспосабливается ко всем условиям. Чтобы поставить точку, нужно мышкой перетащить ее из меню в поле. Для подключения проводов, мышкой наводим на точку и водим по точке. Там, где можно подключиться, к точке пристроится маленькая точечка. Всего мест подключения к одной точке - четыре: сверху, снизу, справа и слева. Точки могут создаваться автоматически, если тянуть линию от точки к проводу. Там, где линии пересекутся, появится пустая точка - знак того, что в месте пересечения можно создать точку.
Перетаскиваем точки на поле и формируем начальный облик стен. План квартиры проще строить блоками. Начать с одной комнаты, затем пристроить вторую, третью, туалет, ванную, коридор и кухню. Можно даже начать с двух стен в одной комнате. Размещаем для этого три точки.
Точки размещены немного неровно друг относительно друга. Вначале соединяем линиями, проведенными от точки к точке, все точки. Затем выделяем мышкой точку, которая не попала и при помощи мышки или стрелками на клавиатуре корректируем ее положение. Мышкой делать это неудобно, а вот стрелками намного проще и точнее.
Две стены построены, теперь осталось сделать в комнате дверь. Для этого ставим еще две точки и соединяем все вместе. Получается одна комната. Идем дальше.
Аналогичным образом пристраиваем вторую комнату. Ничего сложного, просто ставь точки и соединяй их.
Проще идти по плану квартиры слева направо. Тогда план выстроится быстрее. После комнат нужно отобразить туалет и кухню.
Соединение двух точек, которые не лежат на одной вертикальной или горизонтальной прямой, соединяются линиями с поворотами под 90*. Это можно использовать и пару точек не использовать - программа сама все построит. Если вдруг не понравились расстояния между двумя линиями, то линия свободно выделяется мышкой и двигается. План квартиры нарисован. Здесь можно при рисовании соблюдать масштаб не соблюдать.
Заметно, что лист большой, а квартирка получилась маленькой. Нужно расширить все стены. Для этого вначале выделяем мышкой ряд вертикальный точек и стрелками клавиатуры смещаем выделенные точки.
В процессе смещения помещение расширяется. Затем выделяется второй ряд точек и также двигается. При этом смещаются только выделенные точки. Точки, которые не выделены остаются на своих местах. Вначале выравниваются все комнаты по ширине, а затем также и по длине. Здесь нужно выставить стены в соответствии с масштабом.
Стены готовы, теперь нужно размещать электрику. Вначале расставим лампочки. Лампочки называются "bulb". Лампочки перетягиваются мышкой из меню на поле.
Лампа установлена, теперь ее можно настроить. Дважды жмем мышкой на лампу и устанавливаем напряжение лампы и ее мощность. Напряжение сети 220 В, а вот мощность у каждого своя. Если грубо, то на большую комнату можно установить 3 лампы по 100 Вт, что в сумме даст 300 Вт, а на большую комнату можно установить 6 ламп по 100 Вт, что даст 600 Вт. Если в люстре 3 лампы, то не надо ставить на плане все три лампы, а достаточно поставить одну и указать ее мощность как сумму всех трех ламп. Это разгрузит план.
Еще момент, если лампочки включаются от двухклавишного выключателя, то нужно отобразить две лампочки - по количеству групп. Если лампы энергосберегающие, то указывается их мощность. Если лампы светодиодные или галогеновые на напряжение 12 В, то указывается мощность трансформатора через который они питаются. От мощности освещения зависит автоматический выключатель, который будет защищать всю световую группу. Освещение устанавливается во всех комнатах и коридоре.
Cветильники установлены, теперь ставим выключатели. Выключатель называется "switch". Перетаскиваем выключатель на поле и тискаем его меню. По умолчанию выключатель переключается клавишей "space" - "пробел". Если не переназначать по какой клавише переключаться, то все выключатели будут включаться и выключаться клавишей "пробел". Чтобы можно было включать отдельно все выключатели, переназначаем на любую латинскую букву каждый выключатель.
Устанавливаем выключатели во все комнаты рядом со входом. В комнатах, где люстра включается секциями, устанавливается два выключателя. В коридоре будет предусмотрен проходной выключатель, поэтому устанавливаем один выключатель в одной стороне коридора, а второй выключатель - в конце коридора.
С выключателями и лапочками понятно, теперь нужно установить точки для соединения проводов. Это делается чтобы не запутаться при соединении проводов. Точка размещается одна на комнату. Точка фактически является распаечной коробкой, куда сходятся все провода.
Теперь хитрость. Чтобы не тянуть отдельно фазу и ноль - это очень утяжелит схему и не даст наглядного представления. Вместо этого один вывод всех лампочек заземляется и заземляется источник напряжения. В результате намного меньше проводов на схеме.
Заземление называется - "ground". Заземление перетаскивается на поле и подключается к одному выводу каждой лампы. При наведении на заземление, появляется вывод от которого можно протянуть провод к выводу лампочки. Все лампочки заземляются.
Устанавливаем источник напряжения. Называется он "battery". Применять лучше батарею потому как с таким источником все работает и измеряется правильно. В настройках батареи нужно установить напряжение 220 В.
Нижний вывод батареи нужно заземлить, а перед батареей поставить выключатель. Этот выключатель играет наглядную роль автоматического выключателя. Плюс к этому нужно подключить амперметр, чтобы знать какой ток потребят все лампочки. Амперметр называется "ammeter".
Теперь от вывода амперметра протягиваем линии ко всем распаечным коробкам, т.е. кидаем линии по всем комнатам. Чтобы линии не образовывали клубок, настраиваем цвет линии фазы.
Если какой-либо объект нужно перевернуть, например выключатель, то правой клавишей мыши жмем на выключателе и отображаем его горизонтально или вертикально.
Все коробки подключены от амперметра, который в свою очередь питается от батареи через выключатель. Теперь от распаечной коробки подключены выключатели. У выключателя есть один общий контакт с подвижным выключателем, который используется для подачи на него питания. Два остальных используются для подвода электричества к лампочкам люстры.
Все выключатели подключены от распаечных коробок, которые подключены через амперметр и выключатель от батареи.
Теперь от выключателя нужно подключить лампочки.
Вот и все. Все лампочки и выключатели подключены.
Включаем всю систему клавишей "active simulation".
Теперь нажимаем буквы на которые повешены все выключатели и смотрим как включаются выключатели и начинают светиться лампочки. Светятся лампочки черным светом. Если у лампочки перегорает спираль - неправильно выставлено напряжение на лампе относительно источника питания.
Можно увеличить масштаб и увидеть цифры на амперметре. Это достаточно неудобно, поэтому можно вместо амперметра использовать "multimeter"
Таким же образом можно построить схему для всех приборов в квартире. Как прибор используется та же лампочка. Всем удачных расчетов.
Скачать итоговый файл можно Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера" target="_blank">здесь