По волнам нашей памяти. Печать фотографий (19 фото)
Сегодня, когда фотографии делаются цифровыми девайсами, а если у
кого-то и остались плёночные рудименты (как, например, моя
полупрофессиональная Minolta), то к услугам фотолюбителей имеются пункты
проявки и печати Kodak, наверное надо пару слов сказать о
патриархальном способе изготовления фотографий (сказывают, этот способ
придумал кто-то из ближайших потомков Ноя).
Прежде чем начать
съёмку, плёнку надо зарядить. Нет, не в фотоаппарат, а в кассету. Что?
Плёнка уже продаётся в кассете? Ну уж нет. Советская плёнка продавалась,
упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу. Кассеты надо было
покупать отдельно. Рулон помещался в типовую коробочку с указанием
светочувствительности (32, 64, 130 и 250 единиц) и завода-изготовителя
(Тасма или Свема).
Так вот, в полной темноте – в ванной комнате или
с намотанными на руку одеялами – надо было плёнку вынуть из упаковки и
намотать на маленькую бобину вроде катушки для ниток, затем вставить
бобину в кассету и закрыть крышечку. Чтобы научиться этому, сперва
тренировались на уже проявленных отснятых плёнках на свету. И только
после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в
фотоаппарат.
После того, как плёнка отснята, её надо проявить. Для
чего её наматывают на специальную спираль и помещают внутрь
светонепроницаемого бачка (частью которого спираль и является).
Наматывать плёнку, разумеется, тоже надо в полной темноте.
Затем –
уже на свету – в бачок надо залить проявитель. Проявитель надо
приготовить заранее. Разные фото-кудесники делали проявители из
специальных химикатов, отмеривая их на весах. Но обычные невзыскательные
фотолюбители вроде меня покупали готовый проявитель в фотомагазинах.
Проявитель из пакетиков был с разными мелкими крошками, в связи с чем
после растворения, его надо было профильтровать. Для этих целей всякий
фотолюбитель использовал чего бог подаст. Лично я фильтровал через
сложенную в несколько слоёв марлю. Одной порции проявителя хватало на
несколько плёнок.
Проявитель, заливаемый в бачок, должен был быть
определённой температуры – от 20 до 25 градусов. Для того, чтобы следить
за температурой, каждый фотолюбитель имел специальный термометр (у меня
до сих пор где-то валяется). После того, как проявитель залит в бачок,
надо ждать 8-10 минут, покручивая спираль (с помощью выглядывающего
наружу кончика спирали). После этого проявитель выливается в специальную
банку (чтобы затем использовать его для следующей плёнки). Затем в
бачок наливалась вода из под крана (тоже определённой температуры) для
промывки плёнки. Затем заливался фиксаж – реактив для закрепления
эмульсии плёнки от воздействия света (почему он часто назывался
закрепителем).
В фиксаже плёнка лежала минут 15-20, затем снова
промывалась и извлекалась на свет божий – самый волнительный момент,
когда сразу было видно, получилось или нет. После просушки плёнка
сворачивалась в рулончик, который помещался в коробочку, в которой
плёнка продавалась.
Проявить плёнку – мало. Надо ещё напечатать с
неё фотографии. Для этого оккупируем ванную и выключаем там свет.
Желательно научится находиться там в темноте, чтоб все движения были
интуитивными и простыми. Готовим нашу импровизированную лабораторию
заранее. Сначала подключаем к сети наш фотоувеличитель (это именно тот
инструмент, который позволит получить размер снимка, который вы хотите
(ограничено возможностями фотоувеличителя), с маленького 35мм негатива.
Фотоувеличитель идет сразу в комплекте с объективом, лампой и
кадровочной рамкой. Наливаем в кюветы проявитель, фиксаж и промывающий
раствор. Ставим последовательно. Рядом кладем щипцы, пачку с фотобумагой
и негативы. Начинается самое интересное.
Процесс печати, в общем,
довольно прост. При красном свете специального фонаря, лист
незасвеченной фотобумаги укладывают на столешницу фотоувеличителя,
эмульсией вверх. Обычно для этого каждый уважающий себя фотолюбитель
имел специальную кадрирующую рамку. Цилиндр с объективом поднимался на
кронштейне на такую высоту, которая требовалось для того или иного
масштабирования – чем выше, тем масштаб больше. Дальше на какое-то
количество секунд включалась внутренняя лампочка, на фотобумагу падало
изображение с плёнки и происходила экспозиция. Далее бумага помещалась в
проявитель (как у плёнки), промывалась, потом в фиксаж, снова
промывалась и дальше лежала в отдельной кювете.
После того, как все
нужные фотографии были отпечатаны, наступал волнительный момент
глянцевания. Для этого надо было иметь глянцеватель – специальную
электрическую штуковину. Главными деталями штуковины были два гибких
зеркальных листа металла. При помощи специального резинного валика,
уложенная эмульсией на лист мокрая фотография раскатывалась. Затем листы
с приклеенными намертво фотографиями вставлялись в глянцеватель,
который был чем-то вроде электрической жаровни. Под действием высокой
температуры фотографии высушивались, а кроме того приобретали
характерный блеск – глянец. Вот, собственно, и всё.
А это последний - "Ленинград"