«Русский человек без родни не живёт».
Народная пословица.
МУЖ – мужчина детородного возраста, ведущий общее хозяйство с женщиной («женатый»). Может иметь одновременно или сменить за одну жизнь несколько жён. Это кармическая (временная) связь мужчины и женщины для приобретения определённых качеств и развязывания кармических узелков прошлых воплощений. Количество жён определяется мерой ответственности мужчины – каждую из них он должен содержать, обучать, защищать, наделять женской долей.
По Ведическому укладу юноша мог жениться только по достижению 21-го года, после завершения обучения мужским искусствам и мастерству своего сословия. Кроме этого, он должен был научиться содержать и обучать свою жену и детей. Исследования современных учёных подтверждают полное созревание ряда центров высшей нервной деятельности молодых мужчин именно к этому возрасту: например, эти центры отвечают за осознанное духовное развитие человека, за чувство ответственности за судьбу своих близких.
«Муж жене отец».
«Не муж в мужах, коим жена владеет».
ЖЕНА – женщина детородного возраста, ведущая общее хозяйство с мужчиной («замужняя»). В Ночь Сварога (Кали-югу - «злосчастный век») может сменить за одну жизнь несколько мужей. По Ведическому укладу девушка могла выходить замуж после 16-ти лет, при условии телесного здоровья и завершения обучения женским искусствам.
«Жена без мужа – вдовы хуже».
«Хорошая невеста, да худая жена».
СУПРУГИ (супруг и супруга) – родственные половинки (мужская и женская), соединённые судьбой навсегда («повенчанная чета»). Выбор супруга происходит испытанием духа. Иногда нужно несколько жизней, проведённых рядом, чтобы супруги поняли и вновь обрели друг друга для дальнейшего совместного духовного развития.
«Супруг и супруга почитаются в Русском народе более мужа и жены». В.И. Даль.
ОТЕЦ (отче, батя, батюшка) – мужчина, давший своё семя для зачатия ребёнка. Однако в Русском народе говорят: «Не тот отец, кто семя дал, а тот отец, кто выкормил, вырастил и в люди выпустил». Отцов у человека может быть несколько: родной (кровный, давший семя), кормчий (выкормивший и вырастивший ребёнка), крёстный (родственник или посторонний человек, участвовавший в крестинах), посажённый (близкий знакомый или дальний родственник, участвующий в свадебном обряде в случае отсутствия родного отца), духовный (свещеннослужитель или наиболее уважаемый в роду человек – наставник в духовных вопросах), названный (посторонний человек, принявший на себя обязанности отца по отношению к человеку любого возраста).
«Отца с сыном и сам царь не рассудит».
«Дай Бог, кому детей родить, тому их и вскормить»!
МАТЬ (мама, матерь, матушка) – женщина, выносившая и родившая здорового ребёнка. Крёстная мать – родственница или посторонняя женщина, участвовавшая в крестинах, посажённая мать – близкая знакомая или дальняя родственница, участвующая в свадебном обряде в случае отсутствия родной матери, духовная мать – свещеннослужительница или наиболее уважаемая в роду женщина – наставница в духовных вопросах, названная мать – посторонняя женщина, принявшая на себя обязанности матери по отношению к человеку любого возраста, молочная мать (мамка) – кормилица младенца.
«Бог до людей, что мать до детей».
«Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка».
СВЁКОР – отец мужа. Наставник и заступник для жены сына.
«Свёкор – батюшка, заступа моя».
«Свёкор дочку бранит – невестке науку даёт».
СВЕКРОВЬ – мать мужа. Отвечает за продолжение обучения жены сына.
«Журлива, что свекровь».
«Кому свекровь свекровушка, а кому и свекровища».
ТЕСТЬ – отец жены. Советчик молодым в спорных вопросах. Несёт ответственность за поступки и поведение своей дочери в новой семье.
«Тестевы обычаи – уважай».
«Тесть любит честь».
ТЁЩА – мать жены. Помощница и советчица мужу дочери.
«Зять да сват у тёщи первые гости».
«Тёща зятя ублажает ради малого дитяти».
СВАТ – отец или родственник одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого супруга.
«Два брата на медведя, а два свата – на кисель».
«Сват не сват, а в горох не лезь»!
СВАТЬЯ (сваха) – мать или родственница одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого супруга в родственных отношениях. В отличие от них, сват и сваха (сватья), участвующие в свадебном обряде, кровными родственниками не являются, а могут быть только названными. На хорошей свадьбе в обрядах участвуют три свахи: женихова (сватавшая), подвенечная (крёстная мать или близкая родная женщина), постельная («пуховая», сведущая в обрядах зачатия).
ЗЯТЬ – муж дочери, муж сестры, иногда – муж золовки.
«Зятёк тестюшку ублажает».
«Зятев брат тёще сват».
СНОХА («невестка») – замужняя женщина по отношению к родным её мужа: отцу, матери, братьям, сёстрам, жёнам братьев и мужьям сестёр («сыноха» - то есть сыновья жена, В.И. Даль).
«Первого сына женит отец-мать, а второго – сноха».
ДЕВЕРЬ – брат мужа.
«Мой деверёк – что браток».
ЗОЛОВКА – сестра мужа, иногда так называют жену брата.
«Золовка хитра на уловки».
«Золовкины посиделки – суббота на масляной неделе».
ШУРИН – родной брат жены.
«Шурин по зятю не наследник».
СВОЯЧЕНИЦА – сестра жены.
СВОЯК – муж свояченицы; муж сестры жены (иногда – зять). Двоюродные свояки – мужья двоюродных сестёр.
«Свояк свояку подарок дарил, да чёрна кошка пробежала».
БРАТ (братец, братик, братишка) – каждый из сыновей, имеющих общих родителей, в отношении к другому сыну или сестре.
«Нет друга супротив родного брата».
«Брат брата не выдаст».
ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ – сын родного дяди или родной тёти, находящийся в родстве по деду или бабушке с детьми их сыновей и дочерей («сродный»).
«Брат на брата – хуже супостата».
ТРОЮРОДНЫЙ БРАТ – сын двоюродного дяди или двоюродной тёти.
«Брат-то мой, да ум то у него свой».
СЕСТРА (сестрица, сестрёнка) – дочь одних и тех же родителей по отношению к другим их детям.
«Первую дочь по семье бери, вторую – по сестре».
ДВОЮРОДНАЯ СЕСТРА – дочь родного дяди или родной тёти.
«Брат сестре не указ в стряпне».
ТРОЮРОДНАЯ СЕСТРА – дочь двоюродного дяди или двоюродной тёти.
«Живёт красна и наша сестра».
ПОЛНОРОДНЫЕ (брат, сестра) – дети, имеющие общую мать и общего отца. Единородные дети – имеющие общего отца.
ЕДИНОУТРОБНЫЕ ДЕНИ – имеющие общую мать. Привенчаные дети – дети, рождённые до свадьбы.
СВОДНЫЕ (брат, сестра) – являющиеся братом (сестрой) по отчиму или мачехе, неродные («сведённые»). Молочный брат (сестра) – сын (дочь) кормилицы. Названные (брат, сестра): побратимы (обменявшимися нательными крестами или оберегами, в знак духовного побратимства), крестные (сын или дочь крёстного отца или крёстной матери), кумлёные (девушки кумятся в Семик, «девичье родство»), кровные (приобщившиеся к крови друг друга – добровольно или случайно, так как кровники могут и быть врагами).
«Никто не сводил – Бог свёл»!
«Брат так брат, а не брат – так отдай мой крест и лапти»!
ПЛЕМЯННИК (племянница) – сын (дочь) брата или сестры (родных, двоюродных, троюродных). Соответственно: ребёнок двоюродного брата (сестры) – двоюродный племянник, ребёнок троюродного брата (сестры) – троюродный племянник.
«У тётки баловень племянник, у дяди – племянница».
ВНУЧАТЫЙ ПЛЕМЯННИК (племянница) – внук (внучка) брата или сестры. В народе ещё отличают: «застольный племянник» - пригретый и живущий временно в доме бедный дальний родственник, «Божий племянник» - родственник, которого так называют за сопутствующий ему во всём успех.
ДЯДЯ (дядька, дядюшка) – брат отца или матери, муж тётки. Соответственно: двоюродный дядя – двоюродный брат отца или матери, троюродный дядя – троюродный брат отца или матери. В древнерусском языке его называли «стрый» - он помогал брату в воспитании детей («пестун»). Позднее «стрыем» стали называть дядьку-наставника мальчиков в воинском искусстве.
«У кого есть дядька, у того цело дитятко».
«Каковы где дядьки, таковы и дитятки».
ТЁТЯ (тётка, тётушка) – сестра отца или матери по отношению к их детям (племянникам). Жена дяди по отношению к его племянникам. Соответственно: двоюродная тётя – двоюродная сестра отца или матери, троюродная тётя – троюродная сестра отца или матери.
«Где тётка, там и сваха».
ВНУК (внучка) – сын (дочь) дочери или сына по отношению к деду или бабушке. Соответственно: двоюродный внук (внучка) – сын (дочь) племянника или племянницы.
«Бабушке один только дедушка не внук».
ДЕД (дедушка, дедка) – отец отца или матери. Советчик во всех домашних делах. Хранитель заповедей предков.
«У кого есть дед, у того есть и обед».
ДВОЮРОДНЫЙ ДЕД – дядя отца или матери, брат родного деда.
«Как жили деды наши, так и нам велели».
БАБУШКА (баба, бабка, бабуся) – мать отца или матери. Заступница всем домашним, хранительница семейных обычаев.
«Хорошо тому жить, у кого бабушка ворожит».
ДВОЮРОДНАЯ БАБУШКА – тётя отца или матери, сестра родного деда или бабушки.
«У каждой бабки свои ухватки».
ТРОЮРОДНАЯ БАБУШКА – бабушка двоюродной сестры или брата, двоюродная тётя отца или матери («внучатная»). В народе ещё уважали крёстную бабку – мать крёстного отца или крёстной матери.
«Была б моя бабуся – никого не боюся»!
МАЧЕХА – жена отца по отношению к его детям от другой женщины, неродная мать.
«Вдовец берёт себе жену, а деткам – мачеху».
«Мачеха добра да не мать родна».
ОТЧИМ – муж матери по отношению к её детям от другого мужчины, отец по матери (неродной отец).
ПАСЫНОК – неродной сын одного из супругов, приходящийся родным ребёнком другому.
«Пасынок не сын, чужая боль – не своя».
ПАДЧЕРИЦА – неродная дочь одного из супругов, приходящаяся родным ребёнком другому.
«Отчимовой падчерице легче, чем мачехиной».
ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ – отец и мать, усыновившие (удочерившие) кого-либо.
«На подкидыша приёмщик найдётся».
ПРИЁМНЫЕ ДЕТИ – сын или дочь, усыновлённые, удочерённые кем-либо («приёмыши»).
ПРИЁМНЫЙ ЗЯТЬ (примак) – зять, принятый в семью жены, живущий в доме тестя. Раньше в народе таких мужей шутливо называли «влазень».
В своём Словаре великорусского языка, вышедшем в 1882 году, В.И. Даль пишет: «Родство вообще бывает: кровное (родовое), по общему родоначальнику; свойство (сватовство), по брачным союзам; духовное (крестное, кумовство), по восприятию от купели; различают родство по мужскому и по женскому колену (по отцу или по матери); также восходящее, нисходящее и боковое, наконец, родство законное и незаконное (побочное).
КРОВНОЕ РОДСТВО определяется по близости и дальности своей, линиями и степенями: каждое колено или поколение составляет степень (по Св. Зак. связь одного лица с другим посредством рождения), а связь, цепь степеней – линию.
Степень, от которой идут линии, в отношении к ним называют коленом; а линии, в отношении к своему колену, отраслями или поколениями (здесь по Св. Зак. колену и поколению дано особое значение); линия бывает восходящая, нисходящая и боковая; в каждой линии столько степеней, сколько рождений, считая вверх или вниз от данного лица, которого сын и есть первая степень; взаимное родство в боковой линии считается от данного лица вверх, по степеням, и вниз от общего родоначальника, до родственника, о котором речь; посему два брата взаимно во второй степени родства, дядя с племянников в третьей, двоюродные братья в четвёртой, сын двоюродного брата в пятой, внук его в шестой и пр. Первая боковая линия от братьев и сестёр родителей (от первой восходящей степени); вторая от сестёр и братьев деда и бабки (от второй восходящей степени) и т.д.; сим способом всякое родство определяется счётом линий и степеней» (курсив В.И. Даля).
ЗАГАДКИ:
«Одно дитя роженое, другое – суженое» (дочь и зять).
«Шуринов племянник как зятю родня?» (сын).
«Шёл муж с женой, брат с сестрой, да шурин со зятем: много ли всех?» (трое).
«Шли тёща с зятем, муж с женой, бабка с внучкой, мать с дочкой, да дочь с отцом – а всего сколь?» (четверо).