Как нас обманывают на АЗС
Для создания данной статьи нам понадобилось полгода: нужно было собрать материалы, обзвонить кучу адвокатских контор и юридических фирм, направить несколько обращений в Роспотребнадзор, Центробанк и Министерство юстиции, а также написать несколько писем в крупнейшие российские банки. Поводом для истории послужил инцидент, произошедший в сентябре 2014 года на одной из автозаправочных станций в Гагаринском районе Смоленской области на 181 километре Минского шоссе (трасса М1).
Как-то раз по пути из Смоленска в Москву где-то на подъезде к Гагарину решили заправиться на одной из АЗС. Цены вроде бы приемлемые, да и на вид автозаправочная станция казалась вполне опрятной, хоть и не принадлежала к какой-либо крупной сети. Протягиваю пластиковую карточку и прошу залить в бак 95-го бензина на 1800 рублей. И вот дальше начинается самое интересное. Увидев ее, оператор АЗС сказала, что за оплату картой будет взята комиссия. Ну и дела! Интересно, с какой стати? На наши возражения и предупреждения, что данная операция противоречит российскому законодательству, кассир лишь виновато улыбнулась и сослалась на приказ начальства. Приказов, естественно, нам не показали, никаких предупреждений в уголке покупателя не висело. Сразу в голове завертелась идея: отличный повод разобраться в данном вопросе и написать статью.
Поэтому мы все же решили залить топлива на 1800 рублей и протянули карточку, предупредив, что вся информация будет передана в Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). Все действия на данной АЗС мы зафиксировали на мобильные телефоны, благо были под рукой.
А теперь цифры: на момент покупки стоимость 1 литра бензина марки А-95 составляла 34 рубля. По выданному кассиром чеку нам должны были залить 52,94 литра топлива на сумму в 1799 рублей и 96 копеек. Но на топливо-раздаточной колонке высветились совсем другие цифры: 51,67 литра на сумму 1755 рублей 80 копеек. Вот это круто! Недолив больше чем в литр и недостача в 44 рубля! То есть «комиссия», которую с нас взяли, составила около 3%. А самое интересное, что в выданных чеках про взимание дополнительной комиссии за операцию нигде не указано ни слова! То есть по чеку у вас одни показания, а на колонке совсем другие. Той же ночью все факты были изложены в обращении на сайте Роспотребнадзора.
Через некоторое время мы получили ответ от смоленского отделения Роспотребназдора, в котором говорилось, что оператор данной АЗС была «привлечена к административной ответственности в виде штрафа в соответствии с КоАП РФ». По какой статье, к сожалению, непонятно. Возник и еще один вопрос: почему привлекли именно оператора, а не всю фирму? А самое главное, имеют ли право продавцы взимать с покупателя комиссию за оплату товаров и услуг банковской карточкой? В данном случае неважно, покупаете ли вы топливо, автомобиль или зубную щетку. Важен сам принцип.
Одна из причин, по которой нечистые на руку продавцы так поступают, это отмывание денег и уход от налогов. Представляете, какое количество денежных средств может накопиться на счетах фирм с помощью таких «комиссий»? Другая банальная и более распространенная причина — это перекладывание на плечи покупателя расходов, которые торговая организация несет за услуги эквайринга. Ведь, как вы понимаете, тот самый платежный терминал, что стоит на кассах или находится в руках курьера, обслуживается определенным банком. Логика проста: продавец не хочет терять деньги, ведь проценты за прием пластиковых карт банк удерживает не с покупателя, а с продавца, на чей счет зачислились деньги. Добросовестные продавцы берут все эти расходы на себя, а недобросовестные ищут уловки.
И все же, чтобы удостовериться в своей правоте, мы решили подготовить несколько вопросов и отправить их в различные организации для разъяснения российского законодательства по данной ситуации. Наиболее развернутый ответ предоставила юрист Princeps Consulting Group Оглоблина Екатерина:
«С недавнего времени продавцы не могут взимать с покупателя дополнительные процент-комиссию за операцию при оплате банковской картой товаров (работ и услуг), то есть несут гражданско-правовую ответственность за соответствующие действия. В пункте 4 статьи 16.1 Закона «О защите прав потребителей» закреплена важная гарантия для потребителей: «при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов». Согласно пункту 5 статьи 16.1 Закона «О защите прав потребителей», установлена гражданско-правовая ответственность продавца (исполнителя) за нарушение права потребителя на выбор способа оплаты товара (работы, услуги) и возникшие в связи с этим убытки. Более того, с 1 января 2015 года субъекты предпринимательской деятельности могут быть привлечены и к административной ответственности. Так, статья 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была дополнена частью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 5 мая 2014 года № 112-ФЗ, которая установила административную ответственность за следующие противоправные действия (бездействия):
— неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с* федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным;
— нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).
Анализируя указанный пункт, можно сделать вывод о возможности его расширенного толкования, то есть включения сюда административной ответственности за установление более высокой цены, в случае оплаты товара (работ, услуг) по безналичному расчету. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный вид административного наказания за соответствующее правонарушение — административный штраф в следующем размере: для должностных лиц — от 15 до 30 тысяч рублей; для юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей.
Так как индивидуальные предприниматели не поименованы в качестве самостоятельного субъекта административного правонарушения, они будут нести ответственность как должностные лица, в соответствии с указаниями, содержащимися в примечании к статье 2.4 КоАП РФ. Что касается органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, то соответствующими полномочиями наделена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (часть 4 статьи 14.8 КоАП РФ), также полномочия имеют ее территориальные органы и подразделения (статья 23.49 КоАП РФ), и органы прокуратуры, в порядке осуществления общего надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 28.4 КоАП РФ). Таким образом, потребители, чьи права нарушены завышением цены товара (работ, услуг) в зависимости от способа оплаты, могут обратиться в уполномоченные органы с заявлениями о привлечении продавцов к административной ответственности, а также обращаться в суд за защитой нарушенного права».
Более того, как нам ответили в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона «О защите прав потребителей»,«продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя» (правда, там же сказано, что от этого правила освобождаются фирмы, которые имеют минимальный оборот).
Также посмотрим, что содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ). Итак, при покупке товара в розницу между продавцом (коммерческой организацией) и покупателем (физическим лицом) заключается публичный договор. В соответствии со статьей 426 ГК РФ, «публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)». Данной нормой предусмотрено, что «коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами» (абзац 2 пункта 1 статьи 426 ГК РФ). В том числе указано, внимание, что «цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей» (пункт 2 статьи 426 ГК РФ).
Более того, обычно в договорах между торговой организацией и банком-эквайером присутствует пункт, в котором прописано, что цена товара, оплаченного по карте, не должна превышать обычную цену, установленную при оплате наличными денежными средствами, да и сами правила большинства международных платежных систем, как минимум, не приветствуют взимание дополнительной комиссии с держателей карт при оплате ими товаров и услуг.
Итак, что же может сделать потребитель, столкнувшийся с подобной ситуацией? Во-первых, тщательно зафиксировать все факты нарушения любыми средствами. Чем больше будет свидетелей, тем лучше. Затем следует написать продавцу товаров и услуг претензию с требованием возврата суммы комиссии (да, пусть 44 рубля, важен сам принцип). Плюс, можно сделать соответствующую пометку в «Книге жалоб и предложений». И пишем обращение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, где описываем случившуюся ситуацию, прикладываем все фото- и видеодоказательства. В конце обращения добавляем фразу наподобие этой: «Прошу проверить деятельность (название организации, ее адрес) и дать юридическую оценку действиям (ФИО и должность продавца). О принятых мерах прошу известить меня в письменном виде в установленный федеральным законом от 21 апреля 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” срок». Также можно отправить письмо в свой банк, где была оформлена пластиковая карточка, и написать претензию, которая вашим банком будет передана в ту или иную платежную систему — не будем вдаваться в подробности всей цепочки санкций, но скажем лишь то, что в конечном итоге торговая организация-нарушитель будет выплачивать штрафы. Ну и, конечно же, можно подать в суд на продавца-нарушителя.