» » Конструирование гитарных примочек (или как построить Ухудшайзер :-)

 
 
 

Конструирование гитарных примочек (или как построить Ухудшайзер :-)

Автор: sadmin2013 от 7-05-2013, 19:28, посмотрело: 2442

0

 

Этот материал посвящен начинающим примочкостроителям и не претендует на истину в последней инстанции, но, возможно, будет полезен и более опытным коллегам… Предлагается один из подходов к конструированию примочек, и поскольку автор, то есть я, предпочитает «хардовый» звук, предлагаемые схемы в той или иной мере его и воспроизводят. Любителям экстремальных стилей придется повозиться с модернизацией материала под свои цели.

 

Маленькое историческое отступление на тему «почему нам нравится ламповый звук».

 

Как ни парадоксально, этому мы обязаны несовершенству техники тех времен. Когда электрогитара зарождалась, как инструмент, усилители были только маломощные ламповые, но неистребимо желание гитариста сыграть погромче! И будь динамики тех лет чуть совершеннее, получился бы мерзкий зудящий звук, который бы никогда не стал «идеалом». Но те динамики «резали» верхние частоты, и гитара «пела». Техника развивалась, но и сегодня одним из лучших звучаний является сочетание Gibson (Fender..) +Marshall(Fender..). Классический ламповый усилок имеет небольшой запас по Gain’у и уже в 60е годы появились первые примочки (вроде Fuzz Face), просто увеличивающие усиление. Радиолюбительские журналы 70х-80х годов были полны таких схем (на 2х-3х транзисторах МП39 или П416…). Собирал их и я, и все удивлялся: где же звук, как у Deep Purple? Сейчас-то я знаю – необходим правильный усилок-кабинет (или спик-сим) и правильная гитара… Было набито много шишек, спаяно немеряно схем, сделана одна гитара и две куплены, покупались, продавались и ремонтировались ламповые усилки, а в результате и родилась статья, предлагаемая вашему вниманию…

 

Если вы счастливый обладатель Strat’а и Marshall’а, у вас будет звучать любая примочка (ну почти любая)…А что делать владельцам J&D, PhillPro и других недорогих гитар, втыкаемых в компьютер? Почитать то, что я тут пишу…(и собирать деньги на Strat и Marshall :-) .

 

Итак, звенья звуковой цепи, влияющие на звук в классическом ламповом усилке: звукосниматель, входная цепь, предварительный HiGain каскад, темброблок, оконечный каскад, динамиккабинет. (Я знаю, что дерево гитары тоже влияет на звук, но эмулировать породы дерева на операционникахНЕ БУДУ! :-) . По аналогии с классическим усилком и будем конструировать нашу примочку. Начнем со входа. Входной каскад примочки должен обладать рядом свойств, главным, на мой взгляд, является высокий входной импеданс и линейность, если он используется и в качестве буфера чистого канала (Clean). Обычно в этом нет необходимости – в современных примочках часто применяют True Bypass, т.е. просто механически замыкают выход со входом при отключении эффекта, это сильно упрощает коммутацию и уменьшает влияние примочек друг на друга при их большом количестве, я так делал давно и не знал, что это так красиво называется…

 

В общем виде есть смысл подойти к созданию примочки, как к детскому конструктору (или кубикам – для тех, кто в детстве не игрался конструктором :-) – собирать в цепь именно те компоненты, которые нужны именно вам. Ну, например, в своих примочках я обычно не ставлю классические регуляторы тембра, предпочитаю докручивать необходимое на усилке или пульте, но если вам они необходимы, ставьте хоть графический эквалайзер!

 

Итак, «кубик» первый. Входной каскад.

 

 

 

В моих примочках входной каскад обычно совмещает несколько функций: входной буфер, эмулятор резонанса «звукосниматель-кабель», и каскад основного усиления (привычка обходиться минимумом компонентов). При желании эти функции можно разделить, но любое увеличение количества звеньев звуковой цепи должно быть обоснованно, иначе просто возрастут шумы и уйдет прозрачность звука.

 

Назначение эмулятора резонанса «звукосниматель-кабель» в том, что он имитирует частотную характеристику Dimarzio Superdistortion и ему подобных хамбакеров (резонанс в зоне 0.7 – 2.5 кГц). Для недорогих гитар просто находка, для хороших тоже не лишне! Примочка начинает гораздо терпимее относиться к мелкой «грязи» и аккордам, да и звук становиться приятно-характерным. Один нюанс – ежели перестараться с добротностью, любой (и нековый P90, например) звукосниматель будет звучать как бриджевый Superdistortion, что не всегда желательно, особенно если гитара имеет богатые собственные тембры.

 

Вообще коррекция ДО исказителя существенно влияет на характер звука. Хотите получить Distortion – оставьте линейную характеристику (но звук на нижних струнах может «фузить»), хотите Overdrive – отрезайте низкие частоты первым порядком с 600 Гц, хотите поярче – сделайте резонанс, как у меня (и не только у меня, с появлением в моем доме Интернета я обнаружил, что кое-кто до этого тоже додумался, например автор Boss MT2 или примочки с названием «мочи всех в сортире»). Иногда этот резонанс называют преэмфазисом…Часто в конструкциях примочек (Schrill preamp, например) вместо относительно узкого резонанса выделяют с помощью RC цепочек 1-2 порядка более широкий СЧ диапазон, обходясь без резонансных цепей, но сути дела это не меняет. В некоторых усилителях (Fender HotRod DeLuxe, например), трехполосный регулятор тембра находится ДО искажающих каскадов. Также общепринята практика включения Wah-Wah ДО дистошна.

 

Принцип «кубиков» касается и входного резонанса – возможно, есть смысл сделать переключатель Dist/Drive/MetZone, или вообще его (резонанс) убрать, положившись на естественное взаимодействие звукоснимателя с кабелем и входной емкостью.

 

Совмещение формирователя входного резонанса с усилителем HiGain, кроме упрощения конструкции, преследует и еще одну цель – как и в реальном усилке, с ростом усиления влияние резонанса уменьшается, что делает звук более естественным.Элементы R39, R40, X21, C29, C30 образуют Т-мост, формирующий входной резонанс. Потенц Х21 можно сделать подстроечным и настроить один раз (на слух, конечно), но это немного уменьшит возможности примочки.

 

Второй «кубик». Исказитель. (Ухудшайзер :-) .

 

 

 

В ламповом усилке (нашем «идеале», который мы и эмулируем в меру сил и возможностей ) искажение сигнала формируется последовательно несколькими каскадами, потому-то звук так неповторимо меняется при изменении уровня входного сигнала, при затухании. В нашем случае, предварительное ограничение сигнала осуществляет операционник, а окончательное ограничение можно получить различными способами. Традиционное ограничение на диодах ( или светодиодах, есть некоторая разница) дает ровный длинный звук, более характерный именно для примочек. Если использовать каскад на полевом транзисторе, звук получается ближе к ламповому усилителю. Дело в том, что и полевик, и лампа меняют потенциал на затворе (сетке) в зависимости от уровня входного сигнала (за счет детектирования сигнала p-n переходом затвор-канал в одном случае и за счет сеточных токов в другом, но весьма похоже!), поэтому ограничение получается асимметричным, с бОльшим количеством четных гармоник, и эта асимметричность меняется с изменением уровня сигнала! Какой вариант лучше – вам решать, для разной музыки нужны разные тембры, себе я поставил переключатель «полевик-диоды» и могу выбирать на ходу. Да, Gain с полевиком больше при тех же регулировках. У меня D1, D2 – светодиоды.

 

Далее должен идти «кубик» с надписью «Темброблок», но я его пропустил. Если нужно, воспользуйтесь любой доступной схемой (SansAmp, Marshall JackHammer или Guvnor, например, хотя лично я не верю, что примочка с названием «Гавнор» хорошая…:-) , только учтите, что прималом входном сопротивлении темброблока между ним и ограничителем необходим буферный каскад (повторитель). В этом же месте схемы может находиться формирователь фиксированной АЧХ (нерегулируемый темброблок). Любители экстремальных стилей обычно используют несколько резонансов, как правило подчеркивающих 100 Гц и 4-5 кГц, встречаются и другие частоты (для примера смотрите схемуBoss MT2).

 

Кубик с надписью «оконечный каскад» мы тоже пропускаем, поскольку мы собираем не усилитель, а примочку. Строго говоря, оконечный каскад лампового усилка в режиме максимальной мощности тоже красит звук, и довольно заметно, но в нашем случае мы пойдем на компромисс ради простоты конструкции.

 

Последний «кубик» в нашей схеме. Выходной фильтр или спикер-симулятор.

 

 

Один из важнейших элементов конструкции! У начинающих примочкостроителей часто бытует ошибочное мнение, что темброблока достаточно для получения правильного тембра. Да! Если вы, конечно, пользуетесь кабинетом сCelestion G12 или чем-нибудь подобным. А если нет, тогда без спикер-симулятора не обойтись. В принципе, выходной фильтр является одним из вариантов регулируемого спикер-симулятора. Чтобы отрезать ненужные высокие частоты («зуденье», «песок»), крутизны обычного регулятора тембра недостаточно. В спикер-симуляторах используют фильтры от 2го порядка и выше. Классический спикер-симулятор эмулирует АЧХ конкретной системы кабинет-динамик и не может быть перестроен. К достоинствам этого схемного решения отнесем довольно точную эмуляцию системы кабинет-динамик. Для случая, когда необходимо действительно разное звучание примочки, лучше использовать перестраиваемый фильтр. Изменяя частоту среза и добротность, можно получить множество вариантов звука (и весьма неплохих, в том числе и приближающихся к классическому спикер-симулятору). У меня используется схема 2го порядка с регулируемой добротностью. Недостатком этой схемы является изменение выходного уровня при регулировке добротности (плата за простоту). В одной из более сложных примочек я применил более совершенную схему, построенную на биквадратичном фильтре (часто применяется в кроссоверах и аналоговых синтезаторах).

 

 

 

 

Эта схема более совершенна, но на слух они работают практически одинаково…

 

И вот, собравши все кубики вместе, получаем такую схемку…

 

 

Добавлен регулятор выходной громкости и делитель для питания от однополярного источника. Питаться было бы лучше от +/- 12в, но неплохо работает и так. Если источник не стабилизированный, емкость фильтра желательно взять побольше, 1-2 тыс. мкФ. При однополярном питании напряжение источника может быть 9-25 в.Между ножек микросхемы, на которые подается питание, нужно припаять блокировочный конденсатор примерно на 0.1 мкФ, на схеме не показан, для предотвращения ВЧ возбуда. Наладка схемы сводится к подбору R51 так, чтобы напряжение на стоке полевика равнялось примерно половине питания.

 

Детали… Операционники должны быть правильные, я использовал TL074, возможны и другие варианты. Конденсаторы емкостью более 1 мкФ – электролитические, полярные,на 16- 25 в. Регулятор частоты среза фильтра – сдвоенный потенц на 50к. Естественно, номиналы всех деталей можно менять, добиваясь именно того звука, который нужен. Я печатку не разрабатывал, собирал на макетнице с использованиемSMD резисторов и конденсаторов – не очень красиво, но быстро и компактно. Переключатель механический, стандартный, от импортных примочек. Можно сделать электронный, или использовать П2К с мощной кнопкой.

 

Ну вот, пожалуй, и все.

 

Мои друзья называют эту примочку Мастдайзером…

 


 

Категория: Музыка и т.д.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.