» » Конструирование гитарных примочек. Часть II

 
 
 

Конструирование гитарных примочек. Часть II

Автор: sadmin2013 от 7-05-2013, 19:51, посмотрело: 2259

0

В предыдущей статье была описана довольно простая в изготовлении и весьма неплохо (на мой взгляд, впрочем, гитарист из группы сопровождения Валерия Меладзе тоже ей впечатлился и пытался ее купить у моего друга в кабаке, несмотря на уродский корпус) звучащая примочка («МастДайзер»). В этой статье мы посмотрим на ту же тему (попытка создать «окололамповый» звук) с другой стороны…

Вообще-то, мой опыт показывает, что ламповый звук лучше всего получается на лампах :-)

Строго говоря, для лампового усилка и хорошей гитары в некоторых стилях (блюз, рок-н-ролл, да и хард тоже) искажающая примочка часто не нужна (вот такой вот вывод в статье про примочки! :-) На концерте любимого мною Manfred Mann у гитариста из примочек был только тюнер и квакушка, я стоял перед сценой и дивился, как он переходит на соло, просто добавляя громкость на гитаре…)

И все же большинство гитаристов их использует. Вот, например, рабочее место гитариста из Nazareth.

 

 

У него там овердрайв, три дилея с разными настройками, файзер, хорус, тремоло, эквалайзер, квакушка, а сверху тюнер, селектор каналов и распределитель питания. Усилитель по райдеру был заявлен Marshall JCM900, на нем он и работал, причем весь звук настраивали техники… Одна из трех гитар была полусамопальной – Страт с самодельной панелью и единственным хамбакером. Доживем до осени, если ничего не сорвется, (тьфу-тьфу), посмотрим, на каких примочках Стив Морз работает, а может и поболтаем…

 

Причины такой любви к примочкам – удобство и универсальность. И все же…В режиме малого гейна ламповый усилок (и примочка!) неповторимы. В смысле, такого звука ни на чем другом мне получить не удалось за все много (скоро уж 30, мама дорогая!) лет, что я держусь за паяльник. Даже недешевый и очень цифровой Line6 POD в расхваленном его разработчиками режиме эмуляции ламп с малым перегрузом там и близко не лежал, как я его не мучил… Ну, до ламп, кому интересно, мы еще доберемся, а пока наша задача сделать что-нибудь простое (сложное создать гораздо проще, уж поверьте) и звучащее так, чтоб нам нравилось…

Еще раз (и не раз!) подчеркну, что конечный звук во многом определяется акустикой, куда включена примочка, и для правильного звука лучше использовать что-нибудь гитарное. Поэтому не следует удивляться и возмущаться, что «у него (кого-то) звучит, а у меня нет», а лучше взять паяльник и найти свой звук…

Представленная ниже схема – это не совсем примочка, это один из каналов двухканального предусилителя и отличается отсутствием спик-сима. Впрочем, для использования с гитарным динамиком спик-сим не нужен, а если предполагается игра «в линию», можно добавить ФНЧ из моей предыдущей статьи или любой достойный (на ваш выбор) спик-сим.(попробуйте сначала так, а вдруг понравится :-)

Схема собрана на полевых транзисторах, как наиболее близком твердотельном аналоге лампы. Прототипом послужила схема комбика Regent 222, один из двух каналов которого я решил приспособить для гитары. Заменил биполярные транзисторы полевыми (с поправкой на схемотехнику полевиков), и оказалось, что двух каскадов прототипа явно недостаточно. Дело в том, что на лампе коэффициент усиления по напряжению одного каскада больше 30 (6Н2П, конденсатор параллельно катодному резистору, достаточно высокоомная нагрузка и тогда – КУ=36 примерно), а на полевике – 6 -8 … Пришлось вводить дополнительные каскады, потом добавился входной презенс (см. мою предыдущую статью). Схема не сложнее МастДайзера, и звучит по-другому. Как и в ламповых усилках, в ней усиление и искажение нарастают от каскада к каскаду, режимы каскадов по постоянке тоже меняются в зависимости от сигнала, в результате гармонический состав звука другой, он похож (прежде всего характером затухания) на звук среднеперегруженного классического лампового усилка, певучий и живой. Темброблок достался этой схеме в наследство от Regent 222, что в нем хорошо – так это глубина регулировок, намного глубже Marshalla, но принцип кубиков хорош и тут – можно поставить любой темброблок, который нравится. Позднее, в разговоре о лампах, я предложу свой вариант темброблока с тремя (или четырьмя) полосами, хорошей глубиной, а главное, регулятор середины там регулирует именно середину, а не «нечто где-то, возможно посредине», как у Marshalla… Отмечу сразу – для экстремальных стилей гейн маловат, можно добавить еще один типовой каскад. Можно поиграть с номиналами межкаскадных связей, а также попробовать добавить конденсаторы (С41 и С48 на схеме, 0,5 – 4,7 нФ примерно) параллельно нагрузочным резисторам полевиков. Результат будет зависеть не только от номиналов деталей, но и от номера каскада (можно воспользоваться схемой ламповой примочки Schrill Preamp со старого сайта, как подсказкой). Первый в схеме полевик выбран с большим напряжением отсечки (КП303Г), так лучше для регулятора гейна. Остальные могут быть любые, я ставил КП303В, попавшие под руку.

При настройке желательно подобрать истоковые резисторы в каждом каскаде так, чтобы напряжение на стоке полевика было примерно полпитания (у меня 10в). У меня регулятор Presens на панель не выведен, настроен один раз. Для небольшого увеличения гейна можно слегка увеличить нагрузочные резисторы R60,R65,R67, до 15 – 20кОм (перед настройкой напряжений!).

 

Удачи и вдохновения!

Категория: Музыка и т.д.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.