Огнетушители в машине и автоспорте
Возгорание в автомобиле может настичь в любой момент –
едешь ты просто по дороге, последствия это дтп или ты участвуешь в
соревнованиях на подготовленной машине. Факторов для возгораний много.
Что
может гореть в машине, она же из металла? – Металл представляет собой
лишь силовую структуру автомобиля, к которому крепятся различные
устройства, элементы отделки и шумоизоляция и теплоизоляции. Кроме
этого, большая часть процессов в автомобиле происходит с участием трения
и смазывающих жидкостей, двигатель работает на легковоспламеняющемся
топливе, а количество электрооборудования в автомобилях всё
увеличивается и увеличивается. Благодаря инженерным решениям это всё
безопасно работает и рядовой водитель в последнюю очередь думает, что с
ним может случиться беда и его автомобиль загорится.
Но, когда
возгорание случится, то будет очень замечательно, если вы к этому
окажетесь готовы. Если побороть возгорание на начальной стадии не
получится, то, чаще всего, маленькое возгорание превращается в пожар,
перед которым бессильны простые водители.
Что может помочь нам? –
Огнетушители! Опустим разные классификации кроме одной, которая является
для нас важной – тип по огнетушащему веществу.
Углекислотные огнетушители, маркируются как ОУ.
Огнетушители неприхотливы в хранениии (с точки зрения
условий), имеют простую систему для запуска процесса тушения. Тушащим
веществом является закачанная под давлением двуокись углерода, она же
СО2. Конструкция примитивная – балон, в котором закачан газ СО2,
запорный клапан, раструб выхода.
Основным принципом
тушения является изоляция из зоны тушения воздуха, без которого горение
невозможно (в обычных условиях). Вторичным принципом уже является
снижение температуры в зоне тушения. На это стоит обратить внимание! При
кратковременных «пшиках» можно почувствовать, что раструб сильно
остывает. Но если во время тушения огнетушитель будет работать более 3
секунд подряд, то за раструб лучше не браться, либо использовать
перчатки/ткань чтобы направлять за раструб. Время работы таких
огнетушителей небольшое, но достаточное, чтобы сбить разгорающееся пламя
в начальной стадии. Идеальный вариант применения, если возгорание
происходит в салоне автомобиля – последствия тушения только в том, что
останется от самого возгорания, углекислота быстро выветривается. Однако
не стоит начинать тушение в салоне автомобиля, если закрыты все окна и
двери – дышать вам тоже быстро станет нечем. Снаружи автомобиля тушить
им можно небольшие участки возгорания (если произошёл разлив топлива, то
эффективность тушения зависит только от площади разлива), в сильно
ветренную погоду практически бесполезен.
Также
огнетушители типа ОУ не приспособлены для работы в условиях
отрицательных температур – если их вынести из тёплого
помещения/автомобиля и сразу начать тушить, то они будут работать. Но
если огнетушитель находится на улице, или лежит в остывшем салоне
автомобиля – то его может едва хватить на 3 секунды работы при объёме
5л. Углекислый газ сильно сжимается при отрицательных температурах.
Для
контроля «готовности» огнетушителя типа ОУ нужно убедиться в полном
комплекте раструбов и посмотреть в окошко встроенного манометра – ими
оборудуются все современные огнетушители, работающие от внутреннего
давления.
Рекомендации по объёму огнетушителя такого
типа в машине – ОУ-5, не меньше, если предполагается, что он будет
единственным в автомобиле. Ну и как для любого устройства под давлением –
избегать попадения прямых солнечных лучей.
Воздушно-пенные огнетушители. Маркируются как ОВП.
Хоть
и пишется «Воздушно-Пенные», но воздух в них только как вытеснитель для
тушащего вещества, основным тушащим веществом является раствор
пеногенерирующего вещества в воде. Боятся заморозков!
Используются для тушения жидкостей, горючих и легковоспламеняющихся, а так же тлеющих материалов.
Принцип
тушения – укрытие очага возгорания пеной, которая образуется в момент
выхода раствора воды с пенообразователем через насадку раструба, т.е.
изоляция горючего от воздуха (окислителя). Пена не такая красивая как в
фильмах о пожарных, т.к. является пеной низкой кратности, т.е. чуть
другой пеной чем эта.
После тушения огнетушителем ОВП зона тушения более похожа
на последствия нанесения автошампуня на автомобиль. Т.е. небольшое
пузырение есть, плёнка есть, но не такая обширная как пена для ванны. По
ощущениям, кстати тоже будет напоминать шампунь. Достаточно активная
щелочная среда, поэтому при попадании на одежду может оставить
химические ожоги и дырки на одежде. Последствия тушения смывать водой,
одежду тщательно стирать.
Огнетушители такого типа очень
часто применяются в автоспорте, на таком огнетушителе основаны
автоматические системы пожаротушения автомобиля – раствор с
пенообразователем подаётся через систему трубопроводов над основными
важными узлами автомобиля и огонь, в случае возгорания, не успевает
распространиться на всю машину и причинить ущерб здоровью пилота.
Ну иногда случается и так)))
Таким
типом огнетушителя будет легко потушить розлив горючего и даже если
вдруг сорвало трубопровод в подкапотном пространстве тушение не вызовет
затруднения. Не подходит для тушения электрооборудования, если конечно
целью является сохранить электрооборудование. Не нужно открывать
окна-двери, воздух из салона не портится и не замещается.
Как
автономный огнетушитель в автомобиле на каждый день не рекомендую. С
таким огнетушителем только выезжать на соревнования, а также идеально
можно организовывать судейский пост безопасности.
Применение
огнетушителя ограничено физическими свойствами воды – замерзает при
отрицательных температурах, однако есть и огнетушители устойчивые к
замерзанию, внимательно читайте инструкцию перед покупкой и маркировку.
Обычный ОВП (не морозостойкий) необходимо хранить при положительной
температуре, но избегать попадания прямых солнечных лучей. Следить за
показанием манометра. Применять несложно – выдернуть чеку, направить
сопло в сторону возгорания, нажать на запирающий механизм, если раструб
оборудован управляющим клапаном, то его также стоит нажать. Из-за
химически активного огнетушащего вещества может потребоваться
перезарядка уже через год «бережного хранения».
Рекомендуемый
объём – не менее ОВП-3. Меньшего количества может не хватить в случае
необходимости потушить подкапотное пространство.
Порошковые огнетушители. Маркируются как ОП.
Гораздо
более универсальный тип огнетушителя чем перечисленные ранее – и
хранить несложно и тушит почти всё и работать можно даже на морозе
(время работы уменьшается незначительно).
Порошок по внешнему виду напоминает муку – он настолько же
мелкодисперсный (очень-очень мелкий), вырываясь из сопла он покрывает
порошком поверхность горения. Кроме этого воздушная взвесь также
препятствует поддержанию горения – её становится столько в зоне тушения,
что воздух просто не может насыщать «горючее» кислородом. Дышать в этом
облаке не получится, поэтому только открытые двери и окна. Этим
огнетушителем можно потушить и подкапотное и розлив топлива, справится
со всем. Также легко справится с возгоранием в электрооборудовании. В
случае горения газового оборудования также не спасует, но нужно
учитывать, что порошок не охлаждает ту зону, куда он попадает.
Основная
проблема после тушения – уборка этого самого порошка. Он настолько
мелкодисперсный, что с лёгкостью просачивается сквозь штатные
фильтрующие элементы, а «Фильтры нулевого сопротивления» для него вообще
не преграда. При работающем двигателе движок всосёт в себя приличное
количество порошка и двигатель может перестать заводиться. Нужно будет
перебирать весь впуск и мыть его от остатков порошка (а то и перебирать
двигатель, если порошок попадёт в цилиндры). В салоне убрать порошок
сможет только очень мощный пылесос. Только после качественной вакуумной
уборки уже можно будет попытаться сделать влажную уборку. Порошок чаще
всего имеет щелочные свойства и будет «мылиться» при попадении воды. При
попадении на одежду спасёт только тщательная стирка, возможно даже
неоднократная.
Вот так выглядит тушение маленького возгорания на лестничной площадке при помощи порошкового огнетушителя:
Как
видите «пшиков» было мало, а взвеси в воздухе было много, отмывал
голову долго, дышать на лестничной площадке было невозможно ещё часа
два. Отмыли порошок только через 4 дня интенсивной уборки.
Интересное
наглядное видео от зарубежных любопытных людей по устройству
огнетушителя, не повторять – конструкция находится под давлением.
Хранить
огнетушители типа ОП можно при любой температуре, это не влияет на их
потребительские свойства и огнетушащую эффективность. Как у любого
сосуда под давлением – избегать попадания прямых солнечных лучей.
Регулярно проверять показания манометра (не реже раза в год), и, самое
важное(!), необходимо встряхивать огнетушитель (минут 5 примерно) раз в
полгода! Связано это с тем, что порошок очень-очень мелкодисперсный, и
он имеет свойство слёживаться. Иначе вместо порошка при нажатии курка
будут выплёвываться сгустки непонятно чего и воздух.
Огнетушитель
типа ОП я бы рекомендовал иметь в автомобиле ОП-5, если он единственный
огнетушитель, и ОП-3, если есть углекислотный (наиболее удачная
комбинация огнетушителей в машине).
Водные огнетушители. Маркируются как ОВ.
В теории
могут тушить горючие жидкости, но по факту сделать это можно будет
только при небольшой площади разлива для неподготовленного человека.
Проще всего тушить дерево, пластик, обивку салона и другие твёрдые виды
«горючего», но никак не электрооборудование под напряжением.
Огнетушащее вещество – вода, самое простое и доступное
средство для тушения, которая выталкивается воздухом закачанным под
высоким давлением. Принцип тушения – высокая охлаждающая способность
воды, смачивание поверхности и вывод воздуха из зоны горения в связи с
испарением воды с нагретой поверхности.
Для автомобиля
рекомендовал бы его хранить только как вспомогательный огнетушитель,
т.е. если ничего кроме него нет, и то только при условии сохранения
положительной температуры в салоне автомобиля. При морозе не работает и
может выйти из строя в процессе тушения (если хранился в тепле, а тушить
приходится при -17), тупо обмёрзнет сопло распыла.
Такой
огнетушитель лучше хранить у себя на даче, нежели в автомобиле, хотя
обивку салона он потушит с чуть большим ущербом, чем углекислотный, но в
каких-то случаях более эффективно. Ну и естественно, что при замерзании
его может быть деформирован внутренний механизм запуска и в итоге
«размороженный» огнетушитель не будет выполнять свою прямую работу.
Ну
и самое важное – не пытайтесь тушить таким огнетушителем классические
«Запорожцы», там двигатель и корпус КПП выполнен из магниевого сплава,
вызовите только ещё большее разгорание очага. И к слову, бывают ещё и
магниевые диски (они легче алюминиевых при той же прочности), так что
маркировка КМЗ/СМЗ на дисках должна вас остановить от желания поработать
с ОВ.
Огнетушители воздушно-эмульсионные. Маркируются как ОВЭ.
По
сути являются более продвинутым огнетушителем ОВ, в котором также
присутствует вода, но дополненная антифризами и добавками для улучшения
свойств воды.
Добавление свойства воде «не замерзать» позволило сделать
один из самых универсальных огнетушителей с очень высокой
эффективностью, но только при условии полностью исправных частей
огнетушителя. На выходе из сопла образуется мелкая дисперсия из «воды»,
которая и охлаждает и смачивает зону тушения и при этом не создаёт
облака едкой взвеси (дышать можно свободно – приступов кашля не
наступит), вытесняет кислород воздуха из зоны горения благодаря более
эффективному испарению воды, позволяет тушить электрооборудование
(напряжением до 1000 вольт, но где в машине такое напряжение?) без
страха получить удар электрическим током. Если насадка повреждена, то
эффективность тушения может сильно упасть и шанс получить удар током
тоже увеличивается. Для сравнения можно вспомнить автомойки типа
«Кёрхер» и простую струйку воды – расходы одинаковые, а смывающая
способность разная.
Последствия тушения могут быть разными, зависит от количества потраченного огнетушащего вещества.
Эффективно
можно применять до -40градусов, хранить, кстати, тоже (но внимательно
читаем инструкцию производителя, т.к. антифризы могут быть разными).
Отличительной особенностью является срок хранения до перезарядки – может
достигать 10 лет!
Насколько рекомендовать этот
огнетушитель в машину – очень рекомендую. Объём – ОВЭ-4 хватит для почти
любых целей при условии всего 1 огнетушителя в салоне авто, ОВЭ-2 в
случае, если есть ещё какой-либо другой тип огнетушителя. Единственное,
что может отпугнуть в этом огнетушителе – цена. Цена ОВЭ-2 – от 4тыс.
рублей, а для ОВЭ-4 уже от 4,9 тыс. рублей. Но тут нужно взвесить все ЗА
и ПРОТИВ. Более неприхотливого огнетушителя в хранении нет, да и срок
хранения до перезарядки тоже очень высокий. Единственное, за чем нужно
смотреть – показания манометра и исправность комплектации.
Существуют также Хлодоновые огнетушители. Маркируются как ОХ .
Их применение на транспорте почти не встречается, скорее встретите на
производственных цехах, серверных, музеях и складах, где важно
максимально сохранить оборудование/товар. Принцип работы как у ОУ,
отличие только в том, что используется хладон – инертный газ
(гексафторпропан), который не так сильно охлаждает поверхность как ОУ и
менее капризен к перепадам температур. Он хоть и безвреден для человека,
но пока он используется, воздуха в замкнутом пространстве не будет.
Очень высокая цена огнетушителя – даже ОХ-2 обойдётся примерно в 9000
рублей. Перезарядкой этих огнетушителей не занимаются. Срок службы – 5
лет.
Подведу итог. Жизнь штука непредсказуемая и всё в
ней имеет свойство пойти немного не так как хочется. В противопожарных
нормах предписано иметь не менее 2х огнетушителей лишь по тому, что один
из них может не сработать. В автомобиле размещать огнетушители особо
негде, они съедают «полезный» объём. Для обывательского пользования
конечно подойдёт ОВЭ огнетушитель, который может справиться со всеми
напастями. Тем не менее я бы рекомендовал иметь ещё и ОУ небольшого
объёма, т.к. порой его пшика хватит для устранения на начальной стадии
возгорания с самым минимумом повреждений от тушения. Также ОУ можно
сочетать с ОП огнетушителем – впаре они справятся со многими бедами. ОВ я
не рекомендую никому, т.к. там просто вода, можно ездить с ней летом,
но случайно забыть о ней зимой, а когда потребуется – то он может не
сработать.
Однако для спортивной техники, которая не
любит лишний вес и колебания масс (все жидкости внутри отливают в
сторону «перегрузок» – ОУ один из идеальных вариантов, ОП как запасной
вариант (обивки в салоне обычно мало, так что не придётся тушить ткани),
ОВП – итак используется в качестве систем пожаротушения, но стоит
помнить, что там водный раствор и он зимой может подвести, ОВЭ – уже как
более универсальный огнетушитель. Для судейских постов, ангаров, боксов
– там, где реально организовать тёплое хранение – ОВП, ОП и ОУ. И лучше
чтобы они всё же были по 1 виду каждого. Для маршала на трассе ОВП
будет достаточно, но зимой только ОП.
Требования ко всем
огнетушителям – проверяем не реже 1 раза в год показания манометра (это
реже чем стоит проверять давление в колёсах, так что не трудно) и
целостность всех элементов огнетушителя. Все они являются ёмкостью под
давлением, поэтому не стоит их нагревать и оставлять «на солнце». Для
ОП, ОУ, ОВЭ огнетушителей если показания манометров в норме, то ничего
не требуется кроме учёта особенностей этих огнетушителей. Для ОП
требуется встряхивать их не реже раз в полгода (если он конечно не в
раллийной машине вместе с экипажем скачет). Срок службы достигает 5 лет,
для ОВЭ до 10 лет. ОВ и ОВП может потребоваться перезарядка/замена уже
через год. Размещать огнетушитель в спортивной технике необходимо в зоне
прямой доступности, чтобы почти сразу можно было отстегнуться и
схватить. Крепление должно быть не зажимным (на основе силы трения) и
просто стойкой, а с фиксаторами типа хомутов, можно изготовить
самостоятельно. Я думаю, никому не хочется увидеть как скачет
огнетушитель по салону в случае переворота или удара на трамплине, от
удара в голову может не спасти и шлем.
В случае
применения огнетушителя его потребуется перезарядить/заменить даже если
манометр показывает «норма». Манометр огнетушителя выглядит так:
Показания в зелёной зоне – огнетушитель готов к работе.
Красная – недостаточно давление, необходима перезарядка. Жёлтая –
внимание, избыточное давление, непредсказуемо и поэтому опасно, лучше
воздержаться от использования такого огнетушителя (колёса ведь тоже
перекачанными лучше не использовать).
Перезарядка
сравнительно недорогая процедура, но с малыми объёмами организации
занимающиеся перезарядкой обычно не связываются. Огнетушители лучше не
брать от каких либо Noname брэндов не выпускающих иную продукцию
пожарной тематики. Известные производителей имеющих качественную
сертифицированную продукцию:«Миг» (г.Витебск), «НПО Пульс»,
«Ярпожинвест», «Пожсервис-М», «Брандсервис», ООО «Пожарная
безопасность» (г.Саранск), ОАО «Пожтехника» (г. Торжок) . И
ни в коем случае не брать пшикающий балончик типа «дихлофос» (по
форме), бывали случаи, что они способствовали большему разгоранию очага
воспламенения, а не тушению. У продавца требуйте паспорт, инструкцию по
применению (там же должны быть указаны особенности применения и
рекомендация для использования в автотранспортных средствах) и пожарный
сертификат на огнетушитель, номер этих сертификатов начинается как C.RU
ПБ. дальше 2 цифры, буква и 5 цифр. Выглядит так:
И, кстати, согласно СП (Свод Правил) 9.13130.2009 «Техника
пожарная. Огнетушители требования к эксплуатации» (уверен, что
автовладельцы о таких нормах не догадываются) в «приложении В» указано,
что минимальный объём огнетушителя в легковом автомобиле должен быть 2
литра (кг, в случае ОП).
Вот и ещё один пункт этого СП —
На всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в
непосредственной близости от водителя или в легкодоступном для него
месте. Запрещается хранение огнетушителей в местах, доступ к которым
затруднен (багажнике, кузове и др.)
Вот небольшое видео-сравнение работы огнетушителей от телевизионщиков и журнала «За Рулём».